Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7.
135-я танковая в боях за Сталинград (окончание)
23 августа 1942 года памятно всем сталинградцам. Именно в этот день немецкая авиация нанесла массированный удар по городу. Погибли 40 тысяч мирных жителей, было уничтожено более половины жилого фонда, горели склады и нефтехранилища. Дым огромного пожара был виден с расстояния в десятки километров. В тот же день немецкие войска на узком участке фронта в северной части Сталинграда вышли на берег Волги, заняв села Рынок и Латошанка.
Легендарный командир 23-го танкового корпуса Пушкин Е.Г.
Именно на этом участке 135-я танк.бр. (без танков) заняла оборону на широком участке фронта по восточному берегу реки Волга (на рубеже Погромное — Старенький). В оперативное подчинение бригаде были выделены несколько пехотных, артиллерийских, минометных и танковых частей. В полосе ответственности бригады была создана прочная оборона. Оборудовались ротные и взводные опорные пункты с окопами полного профиля, блиндажами, капонирами, дзотами. Берег реки минировался. Устраивались инженерные препятствия: надолбы, колючая проволока. Артиллерия вела постоянный обстрел вражеских позиций. Шла постоянная разведка противоположного берега, было установлено боевое взаимодействие с Волжской военной флотилией. Противник неоднократно бомбил позиции бригады, через Волгу шла постоянная минометная и артиллерийская перестрелка. В глубине обороны были созданы подвижные резервы. Они могли в самое короткое время выдвинуться на угрожаемый участок. Все опорные пункты были оснащены телефонной и радиосвязью. Бригада несла потери. Поэтому в дальнейшем, когда была учреждена медаль «За оборону Сталинграда», весь личный состав, участвовавший в боях, был по праву награжден этой медалью. Бригада занимала оборону на левом берегу Волги до 27 октября 1942 года, когда она передала свою полосу обороны 300-й стр.див.
В период с 28.10 по 7.11 1942 года 135-я танк.бр. совершила марш на БТР и грузовиках из Верхней Ахтубы в район города Саратова, где она расположилась в населенных пунктах Губаревка, Широкое, Вязовка. Там до 15 декабря 1942 года происходило доукомплектование бригады танками, оружием и личным составом. Так в мотострелковый батальон прищла большая группа моряков из состава различных флотов со стажем службы от 2 до 8 лет. Чуть раньше, 23 августа 1942 года, бригаду уже пополнили восемь моряков из состава 66-й Особой морской стрелковой бригады. История их появления у танкистов заслуживает более подробного рассказа...
В боях на Дону 66-я бригада попала в окружение. Во время выхода из кольца морпехи были обнаружены в степи на марше немецкой «рамой» (разведчик «ФВ-189»). Тут их накрыли бомбардировщики врага, а оставшихся расстреляли танки. Группа из восьми моряков спаслась, спрятавшись в заросшем кустами овраге и вышла к своим. Она была направлена в запасной полк на левый берег Волги. Там морпехи встретились с офицером из 135-й бригады, приехавшим в полк за пополнением и согласились продолжить службу мотострелками танковой бригады.
...Слишком уж несопоставимы были картины маневренной войны на английских БТР «Универсал», когда из окружения можно выйти за ночь одним броском, и тем ужасом и беспомощностью в степи, когда элитная, но пешая бригада была полностью истреблена немцами. Но моряков в 135-ю бригаду отдавать отказались под предлогом, что в запасном полку есть своя очередь. Дескать, моряки и суток в полку не пробыли, а другие солдаты находятся здесь неделями. Пришлось морпехам «сбежать» на фронт. Интересы танкистов и моряков совпали.
Маневренная война в танковых частях требует особых качеств от бойца. Часто приходится воевать в отрыве от своих войск, иногда в окружении врага. Здесь нужны не просто смелость и стойкость, а такие качества, как инициатива, умение принимать самостоятельные решения, дерзость, наступательный порыв, техническая грамотность. Моряки как нельзя лучше подходили под требования танковых войск. Один из восьми выживших в боях под Сталинградом, моряк-пехотинец Борис Белозеров искал среди моряков пополнения хоть кого-то из своей 66-й бр., но никого не нашел...
Находясь на отдыхе, танкисты узнали радостную весть о начале 19 ноября 1942 г. успешного контрнаступления Красной Армии и об окружении 6-й Армии генерал-полковника Паулюса под Сталинградом. Начинался коренной перелом в этой войне.
Закончив доукомплектование, 135-я танк.бр, которая к этому моменту вошла в состав 23-го танк.корпуса под командованием генерал-майора Ефима Григорьевича Пушкина, снова была переброшена под Сталинград. С 15 по 20.12 1942 она была отправлена из Саратова по железной дороге. 23-й ТК вошел в состав Донского фронта, 135-я бр. заняла оборону на внешнем кольце окружения в районе совхоза им.Ворошилова. Ей приходилось неоднократно отбивать попытки вражеских солдат выйти из окружения. Слабые физически, плохо вооруженные, малочисленные группы немцев уничтожались беспощадно. За все время существования сталинградского котла лишь одному немцу удалось на лыжах пройти несколько сот километров по зимней степи и выйти к своим. Обмороженный и физически истощенный фельдфебель был награжден Железным крестом и получил свои пять минут всегерманской славы, но умер в госпитале.
В начале января 1943 года 23-й ТК был передан в состав Юго-Западного фронта. На этом участие 135-й бригады в Сталинградской битве было завершено.
И.Бредихин, преподаватель истории КПЛ.
Продолжение следует.