Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6.
135 танковая в боях за Сталинград
В истории 135-й есть несколько символических совпадений. Вот первое. 17 июля 1942 года на реке Чир передовые отряды 62-й армии генерала В.Я.Колпакчи вошли в боевое соприкосновение и остановили на шесть дней наступающие войска 6-й А Паулюса. Это были первые бои сталинградской битвы. И именно в этот день принимается решение Ставки отправить 135-ю танковую бригаду на Сталинградский фронт.
Распоряжение Сталина последовало в его телефонном разговоре с заместителем командующего бронетанковыми войсками Красной Армиии Н.И.Бирюковым. С 10 августа 1941 года в ведении генерала Бирюкова было производство и ремонт автобронетехники, формирование бронетанковых частей и соединений. Телефонный разговор начался в 23.30 17.07.1942. Кроме распоряжений по разгромленной немцами танковой армии Лизюкова, она крайне неудачно контратаковала, здесь Сталин чувствовал свою вину за неудачное вмешательство в ход боевых действий. Он не разрешил Лизюкову сосредоточить всю армию, а заставил его бросать ее в атаки по частям.
Сталин распорядился направить по шесть вновь сформированных танковых бригад Калининскому и Западному фронту, а еще шесть бригад приказал направить на Сталинградский фронт. Бирюков доложил И.В.Сталину, что три бригады из шести направляются уже завтра (135-я т.бр., как мы знаем, была в их числе), только идут они через Саратов, кружным путем, а у Сталинграда будут переправляться через паром. На что Сталин ответил: «Ну что же, отправляйте, вы в этом не виноваты». Речь идет о сложном обходном маршруте движения по железной дороге, что связано с угрозой немецких авиаударов, если перебрасывать танки другим маршрутом.
Но уже 18 июля 1942 года последовало другое распоряжение Сталина, переданное через начальника Генерального штаба Василевского: «...две танковые бригады, отправляемые сегодня в Сталинград, направить в Сальск тов. Буденному». Оно запоздало. Хотя эшелоны пошли более коротким, но опасным маршрутом, танки 135-й до Сальска доехать не успели. Необходимость переадресации двух танковых бригад была вызвана ухудшением обстановки на северокавказском направлении. Что характерно, усиливает Верховный угрожаемое направление за счет Сталинградского фронта, а мощную группировку сил на московском направлении не трогает.
После неудачного контрудара 30 июля 1942 года, бригада во взаимодействии со 115-й кавалерийской дивизией заняла оборону в районе Ново-Николаевки. Танкисты 337-го и 338-го танковых батальонов 135-й бригады, пехотинцы мотострелково-пулеметного батальона капитана Капусты оборону держали прочно. 1 августа 1942 года 51-я армия передается в оперативное подчинение Сталинградского фронта.
31 июля весь маразм движения танковых масс сразу двух своих танковых армий на юг стал очевиден и Гитлеру. Он поворачивает 4-ю ТА назад и ставит ей цель вдоль железной дороги Зимовники-Сталинград выйти к городу на Волге и помочь в его овладении 6-й А Паулюса. Авиаразведка немцев докладывала, что до Сталинграда, если наступать с этого направления, русских войск нет. Уже 1 августа 1942 немцы начали наступление. Главный удар они наносили на Котельниково, а ослабленные части 51-й армии были оттеснены южнее, в район Зимовников. От многих дивизий армии остались лишь номера и штабы. Численность личного состава армии на 1 августа не превышала 3000 человек.
Но 135-я танковая бригада после своего первого боя сохраняла боеспособность. Тяжелые оборонительные бои для нее начались 1 августа. Наши войска занимали оборону по северо-западной окраине села Ново-Николаевка. День начался с артиллерийской подготовки немцев. Но батальоны зарылись в землю и стойко выдержали огонь врага. Затем немцы бросили в атаку шесть танков и роту автоматчиков. Атаку отбили. В отражении атаки немцев главную роль сыграли 76-мм орудия противотанковой батареи капитана Шуралева. Капитан Шуралев приказал отрыть окопы и капониры для орудий в саду за окопами мотострелков. Это замаскировало артиллерийскую позицию до момента открытия огня и стало неприятным сюрпризом для немцев. Оставив на поле боя два подбитых танка и более половины роты солдат, противник отступил. Через несколько часов немцы опять атаковали. Снова на позиции бригады обрушился артиллерийский огонь, а затем нанесла удар авиация. Только после мощной артиллерийской и авиационной подготовки в атаку пошли 22 танка врага и батальон пехоты. Артиллеристы подбили еще 6 танков врага. Два часа продолжался бой. В строю остались лишь два орудия, но бригада позиции удержала. Немцам удалось прорваться на флангах, где их удары не выдержали соседи-конники. При этом они зашли в тыл нашим танкистам, где под их удар попал штаб 135-й бригады. Командный пункт бригады находился в 1 км позади оборонительных позиций на хуторе Зундов. На нем находился командир бригады подполковник Силин, оперативная группа штаба, комендантский и разведвзводы. По телефону командир бригады мог принимать донесения и руководить боем. Там был подготовлен полноценный узел обороны, отрыты щели, блиндажи, окопы. Оборону штаба усиливали два танка Т-34. Один был поврежден, но его мощное орудие могло вести огонь. Врытые в землю танки цементировали оборону штаба. Поэтому все атаки немцев на хутор были отражены с большими для него потерями. Позднее защитники хутора отошли к позициям своих мотострелков и танкистов. Итогом дня стало окружение 135-й танковой бригады. Общие потери немцев за 1 августа 1942 года составили 10 танков, 2 бронемашины и до 200 солдат и офицеров. Танкисты не растерялись и в окружении. Они несколько дней отбивали атаки противника, а затем прорвали кольцо, и, пройдя с боями 50 км, соединились с основными силами 51-й армии.
В этих боях прекрасно проявил себя первый командир бригады подполковник Михаил Александрович Силин. Он умело руководил боем, а затем обеспечил выход без потерь из немецкого кольца с нанесением противнику потерь в живой силе и технике. Во время этих боев 6 августа 1942 года подполковник Силин погиб. Он лично проводил рекогносцировку на местности, определяя маршрут движения бригадной колонны. По штатному расписанию начала 1942 года легкового автомобиля танковой бригаде не полагалось, так что командир бригады проводил разведку на грузовике. Это был автомобиль типа ГАЗ-ММ, знаменитая полуторка. Командир бригады сидел в кабине, рядом с шофером. В кузове находились еще два офицера — начальник Особого отдела майор Глебов и офицер штаба бригады А.М.Смирнов. Двигаясь по проселочной дороге, разведчики обнаружили справа, на расстоянии 200-300 метров, танк. Он привлек их внимание, но оказался подбитым и брошенным своим экипажем.
В этот момент прозвучали пулеметные очереди. Но стреляли не из танка. Огонь вел немецкий самолет-истребитель «Мессершмитт». Его атака осталась незамечена, и «Ме-109» с бреющего полета расстрелял полуторку. Наш грузовик вильнул резко вправо и остановился. Из пробитого радиатора шел пар. Правая дверь машины была распахнута, а у передних ее колес лежал подполковник Силин. Изо рта командира пенилась кровь, что характерно для пулевого ранения легких. Через несколько минут он умер. В кузове, с широко открытыми глазами сидел майор Глебов. Пуля попала ему в сердце и смерть была мгновенной. Шофер и штабной офицер не пострадали.
Выйдя из окружения, 135-я танковая бригада вела до 10.08.1942 г. упорные оборонительные бои в районе села Ремонтное Ростовской области. Там, в Ремонтном, похоронены были первый командир бригады подполковник Силин и майор Глебов. Этот населенный пункт находится в 130 км восточнее ж.д. линии Сальск — Сталинград. Название никак не связано с техникой. Ремонтом лошадей называли подготовку и замену их в кавалерии и артиллерии старой русской армии. После разгрома Екатериной II Запорожской сечи в 1775 году, («суча мати», такую характеристику получила она от наших предков-казаков за эту подлость), сюда бежали запорожцы, эту землю они освоили. Весь боевой путь 135-й Константиновской танковой бригады проходит на связанных с запорожской историей и славой землях. От Ремонтного в калмыцких степях, через Артемовск, Константиновку до Запорожья — славный путь побед 135-й бригады, это все исконные запорожские земли, до революции составлявшие в основном, Екатеринославскую губернию.
9 августа 1942 года на помощь ведущей тяжелые оборонительные бои подошел мотострелково-пулеметный батальон 155-й танковой бригады. С боями наши части отходили с рубежа на рубеж в направлении Элисты. В Элисте с начала августа находились тыловые и ремонтные подразделения 135-й бригады. Но 12.08.1942 г. Элисту пришлось оставить. 13 августа 1942 года 135-я бригада вместе с другими частями 51-й А отошла на рубеж Малые Дербеты, Цулха, Цаган-Нур. 21 августа 135-я и 155-я танковые бригады получили приказание от командования фронтом — сдать всю боевую технику, кроме БТР и грузовиков, 125-му отдельному танковому батальону, а затем преодолеть своим ходом калмыцкие степи и через Сарпинские озера выйти к Волге у Енотаевки. Там танкисты переправились на левый берег широкой реки. В районе райцентра Хараболи они пополнили свои запасы продовольствия и ГСМ и далее снова своим ходом на бронетранспортерах и специальных автомобилях совершили марш в Среднюю Ахтубу. Где и сосредоточились 23 августа. Оттуда бригада была переброшена в район села Верхняя Ахтуба, которое находилось на противоположном от Сталинграда левом берегу Волги.
И. Бредихин, преподаватель истории КПЛ.
Продолжение следует.
ерунда
"От Ремонтного в калмыцких степях, через Артемовск, Константиновку до Запорожья — славный путь побед 135-й бригады, это все исконные запорожские земли ..." Что за ерунда: калмыцкие степи, Артёмовск, Константиновка (+ Красноармейск - его освобождала то же 135-я) "исконные запорожские земли" !???