В последнее время в СМИ звучит множество историй по подростковому насилию. Константиновка оказалась в этом вопросе более оригинальной — недавно у нас развернулось если и не ЧП, то, во всяком случае, нерядовая конфликтная ситуация со схожим сюжетом, но уже на уровне детского сада.
В последних числах июля в администрацию одного из дошкольных учреждений города стали поступать жалобы от родителей воспитанников на агрессивное поведение одного из детей. По понятным причинам ни номер детсада, ни остальные идентифицирующие подробности давать мы не можем. Постараемся описать ситуацию в общих чертах.
Фото взято в сети Интернет и не имеет никакого отношения к реальным событиям.
В начале лета в детсад поступил 6-летний мальчик. Ребенок домашний и детское учреждение до этого не посещал. По прошествии нескольких недель встревоженные родители его одногрупников стали получать жалобы от детей на то, что новенький ребенок их бьет.
Причем, уровень агрессии, продемонстрированный шестилетним малышом, оказался довольно высоким.
В редакции имеются несколько копий письменных жалоб родителей руководству детсада. Согласно им, кого-то из детей маленький шалун ударил стулом, кого-то палкой, кого-то ткнул бутылкой с водой, или чашкой, кого-то душил. Причем, по словам родителей, изложенным в заявлениях, воспитателей и других взрослых он не воспринимает, даже бил воспитателя ногой, а на замечания реагирует бранными словами.
В прошлый понедельник группа родителей решила поговорить с отцом ребенка, или, вернее, «родственником» его матери, как он себя позиционирует. Но человек, которого малыш зовет папой, от беседы с другими родителями категорически отказался.
Опять же, по словам представителей инициативной группы родителей, после того, как одному из детей мальчик разбил нос в кровь, родители пострадавшего обратились в травмпункт и их официальная жалоба ушла в ювенальную полицию.
К ним добавились коллективные обращения мам (всего 17 подписей) к городскому голове, в прокуратуру и горуо. Везде подписанты требуют «направить ребенка на консультацию детского психолога, а до установления окончательных выводов о возможности его нахождения в детском коллективе, изолировать этого ребенка от других воспитанников».
Одна из мам рассказывает:
— Этот ребенок крупный, сильный. Я учу своего сына давать сдачи и не жаловаться, но тот все равно его бьет. Одну девочку он тащил за ноги по асфальту, она содрала коленки и теперь боится ходить в сад. Воспитатели об этом умалчивают, видимо, боятся начальства и не желают выносить сор. Я прихожу в садик в начале девятого утра, а там собрались человек пять родителей — этот мальчик уже всех побил.
— Моя дочь тоже боится идти в группу, плачет, хотя всегда посещала садик с удовольствием, — вторит ей другая мама. — Где психолог? Он есть в штате сада, но сейчас в отпуске. Так дайте нам другого, она же не единственная и неповторимая. Психолог теперь моей девочке нужен тоже.
Вообще, обратившиеся родители убеждены, что горуо и детсад избегают огласки, спускают это дело не тормозах.
Мама же самого мальчика уверена, что плохим словам и агрессии ребенок научился как раз в детском саду. А сам самопровозглашенный «опекун»-родственник считает, что его преследуют в детском саду, так как он не закрывает глаза на плохую работу сотрудников и лишает их «тихого життя». Так что все возникшие проблемы — вина и недоработка самих воспитателей, не умеющих увлечь ребенка.
— В четверг нас попытались вообще не пустить в детсад, — говорит родственник. — Хотя проблем нет вообще ни в чем. Кем этот ребенок мне доводится, это не важно, но я за него буду горой стоять. Пусть он шесть лет пробыл дома и не видел такого дебилизма и никогда не смирится с тем, что воспитатели превышают свои полномочия.
Я два месяца прошу предоставить мне должностную инструкцию воспитателя, мне ее дали только в горуо. Не было бы проблем, если бы установили видеокамеры в группах, где дети находятся. Тогда бы видели родители, кто кого обижает. Почему в полчетвертого нянечки несут из сада полные сумки? Я все это наблюдал.
Элла Гармаш, инспектор ГорУО по дошкольным учреждениям, куда обращались родители с просьбой разрешить ситуацию:
— Пока у нас на руках нет заключения врача, мы не можем сделать ни одного действия и не имеем права ничего предпринимать. Ни диагностику, ни обследование у психолога, психиатра. Или же нужен письменный отказ родителей от обследования ребенка. Так как по закону все обследования могут быть только с согласия родителей. Здесь по письмам родителей должна ходатайствовать администрация детского сада.
Представитель полиция на последнем брифинге в понедельник говорил, что в ЕРДР заявление родителей не вносили, но оно зафиксировано во внутренних документах для проверки.
Сами родители отвели ребенка на консультацию к детскому психиатру в прошлую пятницу и тот, по его словам, вроде бы никаких проблем у дошкольника не выявил. В тот же день в доме семьи была комиссия из представителей службы детей, детсада, ювенальной полиции.
Правда, «отец» представительницу детсада в дом не пустил, обещав спустить собаку, и она ждала остальных членов на улице.
О.Барабаш, начальник ГорУО:
— Это рабочая ситуация, а не ЧП, такие проблемы возникают периодически и решаются постепенно. Ребенок трудно проходит адаптацию в детском саду. С ним нужно заниматься и исправлять ситуацию и педагогам, и самим родителям, необходимо приложить большие усилия. Я беседовала с воспитателями и методистом детсада о том, что необходима система индивидуального обучения и воспитания для этого ребенка, в рамках детсада. У дошкольного учреждения нет возможности непринять его, но этот ребенок обычный, просто необходима усиленная работа психологов и педагогов. И тут очень кстати придется открываемый в сентябре в городе новый инклюзивно-ресурсный центр. Это как раз задача для его специалистов.
На этом бы кипящим страстям и успокоиться. Но к нынешнему понедельнику, похоже, конфликт вышел на новый виток. Неугомонный родственник беспокойного малыша обвинил воспитателя группы в том, что она ударила ребенка. Было проведено экспресс-разбирательство с привлечением полиции и администрации ГорУО — воспитатель категорически все отрицает.
По мнению методиста детсада, этого просто не могло случиться, так как воспитатели и даже няни уже сами боятся эту миролюбивую семью и попросту отказываются идти в данную группу на замену. Разбежались по больничным так, что выйти на замену в эту группу на неделе придется уже самому методработнику.
Родители побитых детей тоже сдаваться не собираются и ожидают официальных ответов от всех комиссий и инстанций, куда обращались. А пока консультируются с адвокатами о дальнейших действиях, на всякий случай.
В.Данько