Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8. Часть 9. Часть 10.
Освобождение Донбасса и Левобережной Украины. Часть I
По ходу печати нашей «Краткой истории» с нами на связь начали выходить краеведы из Лугин, поселка в Житомирской области, где после войны стояла переформированная в полк 135-я танк.бр. и ветераны-константиновцы, служившие в этой части уже после второй мировой войны. Выяснились поразительные вещи! Они все даже не подозревали, что история бригады началась с 1942 года. На политзанятиях в полковом музее, куда водили не только солдат-срочников, но и всех школьников из Лугин, благо ПГТ невелик, рассказывали, что боевой путь части начался в марте 1943 года. Так, наш земляк Яков Антонович Шифрин, проходивший службу в 135-м танк. полку в 1950-53 годах, был сильно удивлен. Ведь и карта в музее висела с отмеченным боевым путем 23-го танкового корпуса, и фотографии боевые, и ветеранов войны в части было полно, от командира полка “бати” М.З.Безнощенко до множества сержантов и старшин, оставшихся на сверхсрочную, а вот так заучивали на политзанятиях, что осталось до преклонных лет: «135-я танковая сформирована 18 марта 1943 года»...
Друзья-однополчане в День Победы, 9 мая 1945 г. Слева - капитан Смирнов А.М., второй справа - лейтенант Василенко И.С.
Написанный на каждом советском заборе лозунг: «Никто не забыт и ничто не забыто», был всего лишь формой без содержания. Пустышкой. Вслед за немецкими солдатами, убивавшими на войне, наших дедов пытались убить еще раз, символически, вычеркнув их из памяти и выбросив из истории. Я с огромным уважением отношусь к тем, кто подобно маршалу Тимошенко отказался лгать: “Как было - мне написать не позволят, как надо — я писать не буду”. Снова и снова при опросе людей я сталкиваюсь со стандартным ответом: “О войне отец или дед никогда ничего не говорил”. Правда этих ветеранов настолько расходилась с тем, что каждый день показывали на ТВ... С чем же в душе они жили?..
Только после осознания всего этого мне стал понятен тот морально-нравственный поступок, который совершили в 1987 году ветераны 135-й Константиновской бригады, и прежде всего бывший начальник химслужбы капитан в отставке А.М. Смирнов, когда он, пусть и в варианте машинописи, написал историю своей славной бригады. Это была дань памяти своим боевым товарищам, и погибшим, и тогда еще живым.
Вчерне история бригады была написана Смирновым еще в 1945 году. Еще все было свежо в памяти, живы сами участники боевых действий, бойцы и командиры, целы документы. В 1946 году черновик истории бригады забирает себе Михаил Захарович Безнощенко, начинает писать, но бросает едва начав. Лень напала? Но неужели Брежнев, Жуков, Гречко и многие другие, кто оставили свои мемуары, были такими уж работящими литераторами? У каждого из них были свои помощники, которые изучали архивы, делали выборки документов, изучали прессу и штудировали специальную литературу. Свои труды согласовывали в институте военной истории. Это чтобы устранить из текста все запрещенное к обнародованию, а остальное согласовать на предмет соответствия ранее написанному. Потом несли на одобрение и подпись к начальству. Генерал-майор Безнощенко, в 1957-58 г. - зам.командующего 3-й Арми, в 1958-64 годах - командир 29-го и 28-го армейских корпусов, в 1964-69 годах - зам.командующего 7-й танковой Армии, - имел все возможности самостоятельно или с помощью своих штабных офицеров завершить труд. Но не стал это делать. За что я его уважаю.
Тем более, что один из офицеров бригады полковник Н.Е.Глухов сделал после войны интересную карьеру. Он служил в Москве, в Генштабе, в отделе, отвечавшем за связь армии с кинематографом. В Москве в Битце стоял специальный “мосфильмовский” кавалерийский полк. Этот единственный в Советской Армии кавполк снимался во всех советских фильмах, где по сюжету требовались лихие рубаки и конные атаки. Если необходимо было привлечь на съемочную площадку армейскую массовку, одетую в исторические мундиры, этим опять же занимался полковник Глухов. А иногда, как для съемок “Войны и мира” Бондарчука, привлекать следовало десятки тысяч военнослужаших. Вот этими армиями командовал полковник Глухов. Только не ищите его имени в титрах. Принцип работы большого советского военного начальника Вы уже поняли. В титрах будет имя генерала армии или даже маршала, но вот работу его будет выполнять “киношный негр” Глухов. Согласитесь, не царское это дело потешные полки размещать, кормить, да в атаки водить. Так что могли, много раз могли деятельные ветераны 135-й танковой издать историю своей бригады. Тот же Глухов, считай, в любой кабинет минобороны входил. Но без правды о 1942-43 годах они писать историю не хотели. И дождались горбачевской перестройки, когда оказалось возможным написать правду. Без коммунистов, первыми поднимавших в атаку, без комсомольских собраний и их огромной роли в разгроме врага, зато с командиром роты, который перед началом боя непременно проверял у прибывшего молодого пополнения, а есть ли на шее нательный крестик. Если не обнаруживал, то тут же одевал. И, что странно, потери его рота всегда несла наименьшие.
И.Бредихин, преподаватель истории КПЛ.
Продолжение следует.