На Хитром рынке по пятницам и субботам в рядах напротив “Юбилейного” теперь можно видеть колоритную фигуру, словно сошедшую в картины “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”. Чорная чуприна и усы, крупная фактура, патриотическая футболка (когда прохладно - в форме бойца ВСУ) — пройти мимо невозможно. Поэтому мы решили познакомиться и рассказать горожанам об этой «визуализации картины Репина».
При знакомстве оказалось, что этот человек не только внешне, но и внутренне чрезвычайно интересен. И делом занимается весьма казацким — производит и продает экологически чистый продукт: от конской колбасы до козьего сыра. Но казак то-модерновый, в соцсетях весьма активен. Откуда мы легко узнали, что это - Сергей Свириденко, организовавший с женой Снежаной в Иванополье ферму «Казацкое Подворье».
Интервью получилось сложным, потому что беседовали прямо на базаре, а здесь торговля превыше всего.
— Сергей, понятно, что «Козак до всякого діла мастак», но как Вы оказались в Иванополье?
— Честно говоря, я всегда этого хотел. Но мы не могли отказаться от жизни в Донецке и уехать в село - оба неплохо зарабатывали в бизнесе. Это только «благодаря» Путину!
Сам я донецкий. Закончил школу, торговый техникум в Докучаевске. Отслужил в армии — первый украинский призыв 1991 года, в Симферополе в космических войсках. Старшим поваром военного питания. После армии работал в хороших донецких ресторанах. Открыл свой бизнес — делал мясные полуфабрикаты. Но прогорел (не смог конкурировать с крупным капиталом). Мотанул в Португалию, где 7 лет набирался уму разуму. Был егерем, поваром у графини... Вернулся, понял, что не могу без Украины. Да и тяжко одному.
Здесь, в Донецке в 2010 нашел свое счастье — Снежану. Она из Доброполья, но имела дом в Иванополье. Стали жить и вместе заниматься бизнесом — торговлей готовых колбас. До войны в Иванополье приезжали на выходные, как на дачу.
Село мне сразу приглянулось — основательное, видно, что осталась еще база от старого крупного колхоза. Не то, что Каменка, где мое родовое имение — в грязи по пояс...
— Откуда в Донецке взялся такий щирий козак?
— Бабушка у меня была настоящей патриоткой. Мама преподавала українську мову та літературу. Но по-настоящему стал украинцем в Португалии. Где работал, - повесил прапор, рушники (мама прислала). Думаю, что многие так — вдали от Родины начинают ее ценить.
Очень хотел, чтобы мы, как и Португалия, стали частью Европы. Потому что видел, как они поднялись и что от этого имели. Когда Янукович, хоть я его и не любил, начал двигать в сторону Европы, думал — молодец, буду поддерживать. Но потом резко всё оборвалось. Помню свое разочарование после выступления «Азирова», что надо все свернуть.
Вышли студенты. Я вначале не очень интересовался. Но когда увидел первый русский флаг в Донбассе (кстати, зимой 2014 года в Константиновке у ДК «Октябрь»), - понял, что надо быть активным. Особенно, когда «отжали» Крым, стало понятно, что то же хотят сделать и с Донбассом. Стали со Снежаной ходить на митинги.
В драках не участвовал — не хотел женой рисковать.
Поразил один случай. Когда митинг закончился и полиция ушла, из толпы к нам стали приближаться агрессивные маргиналы, с арматурами, с чужим говором (явно приезжие).
Смотрю — возле фонтана на площади Ленина молодежь собирается. Пацанам по 15-20 лет. Кто-то крикнул: «Ультрас — правый сектор, собираемся!». Человек 20 выстроились «свиньей» и врезались в свирепствующую толпу, прямо на арматуры! Началась серьезная драка. Они пострадали, но дали людям, что пришли с детьми, женами разойтись.
Не знаю, какова их судьба.
— А как воспринял первую смерть, что пришла под российским флагом?
— Мы были потрясены. Поехали возложить цветы, помолиться на месте гибели студента Димы Чернявского. Там вокруг эти «орки» стояли, косо смотрели и пальцами тыкали. Люди не густо, но подходили. Мы ездили на машине с прапором. Хотя было небезопасно.
Последней «каплей» стал бой в аэропорту 3 июня. Видели этот ужас... Собрались и уехали в Иванополье. Благополучно свои машины вывезли. Закрылись за забором в селе.
Думаю, что если бы 5 июля район не освободили, к нам, максимум через недельку, тоже бы пришли. Многие, которые у нас работали, что пили и воровали — стояли на блок-постах. Ждали реванша и нам открыто угрожали. Просто повезло.
— Так Вы воевали?
— Вначале волонтерам помогали. После освобождения пришел в Константиновский военкомат: «Хочу служить!». Там глаза «на лоб вытаращили» - не видели, чтобы хотели служить с донецкой пропиской. Записали, но без толку.
Когда в январе 2015-го прописывался в Иванополье, - попросил поставить на воинский учет. А мне: «А зачем? Вам же уже больше сорока!». Но я потребовал. 3 февраля уже был в Полтаве в учебке. Но это многих усилий стоило. Вначале попал в гаубичный самоходный взвод на должность связиста, потом переучился на командира орудия. Стояли в Попасной, на второй линии обороны. Побывал на Светлодарской дуге. Оттуда и уволился. Прошел переподготовку. Если будет надо — я готов.
— Когда фермерством стали заниматься?
— В апреле 2016-го, сразу после демобилизации приобрели первую партию уток и кур, позже - коз и гусей. Первые мысли об этом у меня появились еще на войне: думал, как жить и что делать дальше. С 9 мая прошлого года, считаю, стал реальным фермером.
Торгую домашней экологически чистой продукцией животноводства, которую сам произвожу. Всё свое — от козленка до сыра. Утки, гуси вяленые — тоже свои. Яйца продаю. Конину покупаю. Свинину беру живым весом, говядину высший сорт. В октябре «покрою» европейскую породу свиней - венгерская мангалица. Это специальная порода, четверть крови которой - от дикой свиньи. Мясо очень вкусное. Кормлю только натуральным кормом - травой, сеном, картофелем. Всё нашего района.
— Каков Ваш распорядок дня?
— Просыпаюсь в 4, только в понедельник сплю до 6. Кормлю живность, занимаюсь сенозаготовкой, делаю колбасы — смотрю, что созрело, что надо замариновать. С понедельника до среды минимум одну свинью режем, перерабатываем. Спать всегда хочется лечь пораньше, в 20.00, но обычно ложусь позже. Конечно, работаю не только с женой, с нами дочь, людей нанимаем.
— Льготы, как участник АТО, имеете?
— Вот, взял 2 гектара, но это для всех и так должны давать! Рабов, правда не дали. Смеюсь.
Мы не привыкли помощь брать. Гранты, кредиты не получаем. Чтобы написать проект, бизнес-план, - нужно время. Да и мелочевку дают. А сейчас, например, нужно 800 тысяч на сыроварню.
Главная же задача - легализовать производство. Для этого необходимы соответствующие помещения и т.п. Взяли справку на коз — ветеринары удивлялись: первое хозяйство в районе, которое всех коз привило! Здесь же ни одной козы с документами нет!
Но стандарты у нас - 1975 года. Они не рассчитаны на то, как в Европе, где основное производство мяса лежит на мелких и средних фермерах. Давали бы, как в Португалии, долговременные кредиты под максимум 5%...
Еще проблема — реализация. У людей низкий уровень жизни. А у нас товар для гурманов. Если бы в довоенном Донецке торговал, то в «полпрыжка» всё реализовал. Оптом бы сдавал и делать не успевал.
Главное сейчас — мне не мешают. И не даю я взяток никому.
— Неужели никому?
— С 2014-го никому принципиально не даю! Но многие торговцы, если видят кого-то, кто удостоверение показывает, - сразу предлагают деньги. Они не понимают, что время другое — надо отстаивать свою правоту.
Но что будет впереди? Сейчас буду оформлять землю — посмотрим.
Считаю, что свою землю надо забирать, так как мораторий, рано или поздно на продажу снимут. В перспективе также и свой магазин создать.
— А в депутаты не пойдёте, в политической жизни не хотите участвовать?
— Нет. Нема часу. Может, когда разовьюсь. Я в Португалии с президентом села работал на стройке. Он два дня в неделю президент, а два - каменщик.
— Как Вам Константиновка?
— Мне бросились в глаза ваши кафешки, которые напомнили Европу, типа «вилла-пикено».
Но для Европе еще надо, чтобы чисто было. И людей здесь много патриотически настроенных. В основном же - люди, как люди. Как говорил Воланд, их испортил жилищный вопрос...
Главное, что у меня здесь и в Бахмуте (я там по воскресеньям с Пасхи начал торговать) есть свой покупатель и мне нравится с ним общаться. Люди узнают нашу продукцию, рассказывают другим. Через Интернет продаем. Многие из фейсбука узнают, где мы сделали специальную страничку фермы. Количество друзей растет. Вот недавно хлопчик-АТОшник, логотип моей фермы разработал. Вот что написал (читает из «Айфона» - авт.): «Щє одна робота в рамках співпраці з Veterano Service. Цього разу стояло завдання розробити логотип для чудової Української екоферми «Козацьке Подвір'я». Ферма повністю відповідає назві, адже її власник - справжній козак, учасник бойових дій з Донеччини Сергій Свириденко. Відслужив на фронті, а тепер розводить кіз і свиней. Спочатку були варіанти показати в лого продукцію, якою вже встигла прославитись ферма, але вони виробляють такий величезний асортимент різноманітних смаколиків, що в одному зображенні усі не вмістиш.
Тому зупинилися на образі козака (прототипом якого до речі став сам власник). Це лого будуть наноситись на пакунки». Мы будем специальные бумажные пакеты с логотипом делать.
Продукция у нас, конечно, недешевая, но она того стоит.
Мы попрощались с Сергеем и мне пришла в голову идея — а не сделать ли из этого места объект экскурсионного маршрута «Константиновка украинская»? По пятницам и субботам, когда будем водить наших и приезжих экскурсантов. Проходя между другими объектами - храмом Украинской православной церкви, что на ул.Циолковского в парке афганцев (где великолепная роспись о крещении Украины-Руси) и перекрестком улиц Циолковского и Леваневского (где нас обычно встречает Ярослав Маланчук и рассказывает, как его здесь избили, захватили и после этого 70 дней мучили в «гиркинских подвалах»), приводить всех сюда. Чтобы люди встретились с этим казаком-фермером, зарядились его энергией, поверили вместе с ним в будущее Украины и стали, как и он, делать это будущее своими руками.
В.Березин