День Труда Наталье Стоволковой пришлось отмечать буквально — ударным трудом. Несмотря на то, что она к социалистам и левакам себя не причисляет — владелица магазина «Центр Оптика», что по ул. Трудовой, 396, работодатель, предприниматель.
Так же ударно пришлось трудиться и ее сотрудникам, друзьям, соседям дома, в котором располагается эта торговая точка, и даже постоянным клиентам. Правда повод был отнюдь не праздничный — в уютной «Оптике» произошло целое наводнение и его последствия ликвидировали несколько дней.
Беда пришла 30 апреля, когда случился тот самый рекордный ливень с градом.
Во дворе дома, метрах в двадцати от черного входя в магазин, три месяца назад теплосеть делала ремонт, меняла сети (рядом залегает и большой колодец тепловиков). Разрыли глубокую яму и уехали. Через месяц местные жители, боясь за детей, забросали ров битым кирпичем и строительным мусором. Так это все и стояло, до 30 апреля, пока с горы, с базара, не хлынули потоки воды. По рассказам мастера ЖЭКа №1, которая в магазин пришла одновременно с журналистом, во всем виноваты старые бетонные штробы — то есть короба для тепловых труб, ведущие в подвал дома, как раз рядом со входом в магазин. Трубы давно переложили, канал засыпали землей. Вероятно оно и стояло бы еще тридцать лет, если бы в незасыпанную яму не хлынул дождевой поток и по этим пустотам не устремился в магазин.
Правда, мастер ЖЭКа, соблюдая корпоративную солидарность уверяла, что тепловики яму засыпали, просто грунт не успел уплотнится. И вообще, теплосеть насчет ликвидации своих разрытий намного аккуратней того же водоканала. Но у владелицы магазина свое мнение.
— Тридцать лет здесь мой магазин, были и дожди и ливни, но пока тут не порылась и не бросила все Теплосеть, такого армагеддона не было, — рассказывала Наталья Геннадиевна. — 1 мая моя семья пила коньяк, а я — валерьянку. У меня же здесь уникальное оборудование на сотни тысяч стоит. Такого нет даже в отделении офтальмологии — пневмотанометр, авторефрактометр, щелевая лампа. Я спасла оборудование, слава Богу все вовремя удалось эвакуировать. Вода полилась в три часа дня просто рекой, по всем комнатам — по щиколотку. Фонтан бил. Я начала звонить по всем службам, никто не берет трубку. Я дозвонилась до пожарных, сказали — МЧС этим не занимается. Перезвонила в аварийку — узнала потом, что она приезжает только после 16 часов и откачивает только канализацию, а у меня — вода. В итоге приехал горводоканал — 4 пенсионера в желтых жилетах, я еще подумала, неужели из Парижа приехали? Они посмеялись: это не наши проблемы, это — Теплосеть. Я не поверила — вода хлещет отовсюду, в том числе и из унитаза.
Благо все соседи, клиенты выносили все, что можно — холодильник, он у меня замкнул, компьютер, который сгорел, точильное оборудование. В ЖЭК я не дозвонилась — было уже 4 часа, никто не работал. Приехала все же аварийка, тоже посмеялись и сказали, «если бы у вас здесь было го..но по колено, тогда бы пробили, а это — не наше». Наши мужья полезли на ввод теплосети в дом, говорят, там какая-то старая пустая труба в трубе. Мы запенили эту трубу, чтобы это было хотя бы герметично.
Куда звонить? Все меня посылают на три буквы, в ЖЭК. Дождь закончился, мы с все вычерпывали, все выносили. Первого мая мы опять вышли, все мыли. И второго мая, ударно отпраздновав Международный день трудящихся, я решила добиться — кто же должен засыпать эту проклятую яму?
Первым делом приехала в Теплосеть. Там исполняющий обязанности директора Николай Владимирович Палеха меня выслушал, сказал, что — это стихийное бедствие. Я отправлю мастера. Дальше я поехала в областную теплосеть. Секретарь сказала — никого нет, напишите заявление мы вам позвоним. Поехала я в исполком, там я походила по этажам, по кабинетам, везде смотрели мое кино про воду. Василенко сказал, надо судебное разбирательство. Потом снова была в ЖЭКе, потом в СЕЗ. Вот сегодня встречаюсь с адвокатом, что он еще скажет.
Через два дня мы созвонились с Натальей Геннадиевной, она рассказала, что адвокат, выслушав ее преисполнился оптимизма на счет перспектив иска о возмещении ущерба.
— У меня принимает офтальмохирург. В среду он должен был вести прием, на который обычно записываются десятки людей, приезжают и с «той стороны», из Майорска везут бабушек. Его придется отменить, сказать людям — везите стариков обратно... У меня легла вся база данных в компьютере, я не знаю, кто прооперирован. Так что в суд, однозначно, — уверена Наталья Геннадиевна.
Кстати, бригада теплосети опять приезжала в прошлую пятницу, привезла с собой 2 лафета земли и засыпала злосчастную яму.
В.Данько