Большое мероприятие — круглый стол, посвященное проблемам земельных отношений, прошло в прошлый четверг в райгосадминистрации. Тема земли сейчас, накануне открытия рынка земли, становится все острей, возрастающее напряжение чиновники хорошо чувствуют, хотя, как оказалось, проблем в этой сфере хватает и при нынешних земельных порядках.
Наверно поэтому людей было много. Все руководство РГА, представители районного совета, специалисты управления АПК, главы некоторых сельрад и сельскохозяйственных предприятий, налоговики, земельщики, чиновники из области и и.о. главы РГА соседнего Ясиноватского района — Сергей Добряк. Гвоздем программы стал народный депутат ВР Валерий Гнатенко, приехавший в округ.
Беседа шла два часа. Несмотря на горячую тему будущего рынка, насущные проблемы заняли львиную долю обсуждения — когда еще тот рынок будет, а пополнять бюджеты сельсоветов и самого Константиновского района, изрядно обедневшего после «развода» с Ильиновской ОТГ, надо. И налоговые отчисления землепользователей для этого — основной источник.
Олег Исаков, и. о. главы РГА:
— В Ильиновскую ОТГ вошли почти все предприятия Константиновского района и две трети его же бюджета. И район оказался в сложной ситуации. Бюджету следующего года не хватает около 7 млн. А треть земли, которую мы имеем — обрабатывается предприятиями, которые зарегистрированы в других областях и районах области и платят налоги туда. То есть производства на нашей территории почти нет. Чтобы увеличить бюджет мы провели работы с сельхозпредприятиями по увеличению ставки арендной платы паев до 6%. Очень сложные разговоры были, нашим предприятиям в условиях войны сложно работать, но рост арендной платы на сегодня у нас есть. Мы установили минимальный размер арендной ставки на землю за невытребованные земельные паи до 5%. Пересматривали договора, заключенные с 2000-2015 г.г. Почти полтора года воевали за земельный налог и почти все сельсоветы приняли на сегодня ставку в 1%. Каждую сельраду смотрели — землю, недвижимость, проверяли аренду земли, наследство. За это время выявлено 265 га земли для предоставления в аренду, которые должны ежегодно давать нам где-то 650 тыс. Сегодня начали работу по заключению договоров аренды земли под водными объектами. Вопросов там очень много. По воде есть договора, а с землей очень сложная ситуация.
Представитель управления агропромышленного комплекса Елена Пшеничная рассказала о проблемах с земельными отношениями. Если кратко — многие сельхозпроизводители норовят уйти в тень без деклараций и налогов.
— С начала компании декларирования доходов собственников земельных паев в 2018-19 годах мы проводили встречи с жителями, убеждали декларировать доходы полученные от земли. То есть доход должен быть не меньше 3% от стоимости земельного участка.
Если сельхозпредприятие арендует землю, то обязанность удерживать и уплачивать подоходный налог лежит на субъекте хозяйствования.
Но если человек обрабатывает пай сам, или отдает его в скрытую аренду, то обязанность декларировать доход и платить налог лежит уже на собственнике земли.
Первая и самая большая проблемы в районе, да и в стране — скрытая аренда. Когда собственник пая выделил его вроде бы для самостоятельной обработки, но на самом деле он передает его в негласную аренду другим лицам. При этом обязательно платится лишь земельный налог. Человек в большинстве случаев получает плату за землю, и не декларирует ее. Процентов 30 земли сельхозназначения у нас находится в скрытой аренде. Да и собственники, действительно самостоятельно работающие на паях, тоже не торопятся подавать декларации или уменьшают суммы доходов.
Физлица-предприниматели, которые заключили договоры с владельцами земли должны сами как налоговые агенты удерживать НДФЛ и перечислять его в бюджет за своих арендодателей. Но почти никто этого не делает.
На сегодня нет возможности у РГА составить полный перечень собственников земельных паев, находящихся в скрытой аренде. Но по прикидкам агропромуправления, в районе 9137 га земли находится в скрытой аренде. Потери бюджета составляют 1 млн 177 грн. минимум.
Примером служит Иванопольский сельсовет, где наибольшая на территории района площадь пашни — 9,5 тыс. га. За 2018 год по сельсовету было задекларировано всего 44 тыс. грн. дохода и уплачено в бюджет 8 тыс. грн. с доходов физлиц. Мизер.
Подробности двухчасовой беседы и весь ворох земельных проблем невозможно привести. Но перспективы рынка земли обсуждались и участники встречи — клерки и чиновники от них не в восторге.
Владимир Голованев, руководитель СООО «Торское»:
— Сейчас, если землю будут продавать, то нас с коллегой (А.Поляцковой, СООО «Злагода») вообще не будет видно, будут работать только холдинги. Говорят, холдинги это хорошо, но они платят только по 600-700 грн. на гектар налогов. Они все зарегистрированы в офшорах и налоги идут туда. Больше всего платят налогов коллеги, которые имеют 3-5 и более тыс. га земли. Мы просто не удержимся. Если взять цены на продукцию в сравнении с прошлым годом, цены почему-то ниже на 35-40%, хотя на мировых рынках цены не падают на продукцию. В прошлом году тонна продовольственной пшеницы стоила 6,5 тыс. грн., а сейчас 4-4,5. Нам говорят, «мы дадим кредиты и вы будете покупать землю в первую очередь». Но если в государстве нет денег, а власть хочет продать землю иностранцам. В одни руки — 200 тыс. га. Это сразу скупят холдинги. Сначала выкупят свою землю, потом доберутся до нас, до фермеров. Землю продадут по аукционам, там побеждает тот, кто даст больше.
Потом через год «схаменуться» и удивятся, а почему закрыли школу, ФАП, почему автобусы не ходят, все умирает? А кто содержит это все? Такие как я и коллеги.
Лариса Степаненко, зам. председателя Константиновского районного совета:
— Сейчас те, кто получал паи в 1995 году — глубокие пенсионеры. Они не будут самостоятельно обрабатывать землю. Неужели эти люди пожилые будут искать, кому бы продать этот пай?
В.Н. Голованев:
— Их осталось мало. В селе живет 20% пайщиков. Сейчас уже третье поколение пайщиков. Они — по всей Украине и за границей, они сразу продадут. Вся другая земля уже передана в наследство. С дедушками-бабушками нам работать проще — они рады за свой пай получить зерна, немного на уголь. Остальные звонят и говорят — я юрист из Днепра; и начинают рассказывать, что они больше понимают в земле.
Если хотите запускать рынок земли, то пусть человек продаст пай, но пусть его купит государство или даст в долгосрочную аренду фермеру.
Зачем его продавать, тем более иностранцам? Они уже в очереди стоят за землей и дождались... Власть выполняет чей-то заказ. Пусть землю покупают громады. Еще при Кучме модель предлагалась, как в совхозах — не более 10 тыс. га земли в одни руки. Но это ограничение сняли. Так бы у нас не было бы никаких холдингов, которые уничтожают село.
Анатолий Поляцковой, глава СООО «Злагода», поддержал коллегу:
— Как его принимать, рынок земли, если не подведен баланс, что можно продавать, если вы не знаете, сколько у вас земли. Пока в стране не будет создан единый Кадастр земли, ничего не будет...
К сожалению, по поводу рынка был представлен не весь спектр мнений. Кроме чиновников и руководителей, не было на круглом столе фермеров или тех же хозяев паев, которые, собственно, и есть прямые участники будущих рыночных земельных отношений.
А вот Сергей Добряк, и.о. главы Ясиноватской РГА предложил любопытный предохранитель от будущих земельных спекуляций:
— Заключать договоры аренды паев долговременные, с хотя бы на два севооборота, на 14 лет и даете ему хорошие деньги, то инвестору не нужна земля, которая еще 14 лет будет обрабатываться арендатором. Покупать задорого эту землю ему станет не интересно. У нас три сельхозпредприятия подумали, уже наперед сегодня подписывают договора с пайщиками на два-три севооборота, но дают сразу хорошие деньги. В белую. Она не будет интересна для покупки эта земля, потому что у нас еще действует закон про аренду. Согласно ему, договор на аренду действует, даже если собственник поменялся. Хотя первыми это начали применять в хозяйстве «Бета», оно у вас работает на Ильиновских землях.
Ну и подытожил по рынку земли сам нардеп В.Гнатенко:
— Монобольшинство в ВР не услышало нас по вопросам рынка земли... Когда 3 закона, связанных с вопросом возможной продажи земли были продавлены, несмотря на все наши блокировки трибуны, «слуги народа» полностью проголосовали за законы, которые полностью обескровят землю для населения. И в конце-концов у нас не останется ни ферм, ни крестьянских хозяйств. И перспектива села тоже не понятна.
В.Данько