Тамара Васильевна и Игорь Васильевич Дегтяревы — владельцы продуктового магазина «Вест». Он действует на базе бывшей «Нивы» и хорошо известен потребителям, всегда многолюден и считается в народе оптовым. В мае этой популярной торговой точке будет уже десять лет.
«Провинция» завела знакомство с его владельцами несколько лет назад, еще когда шла «подвальная» эпопея — предприниматели воевали с тогдашним ЖЭКом по поводу ремонта подвала бывшей «Нивы». Не занятая новым магазином «Вест», часть ничейного тогда домового «подполья» с прогнившими коммуникациями затапливала отремонтированное помещение торговой точки. С тех пор страсти улеглись, предприниматели давно привели свой склад в порядок и без помощи ЖЭКа, соседние магазины оборудовали свою часть подвала. Зато местные старушки оценили энергию и отзывчивость владельцев и теперь обращаются к Игорю Васильевичу Дегтяреву за мелкой коммунальной помощью — кран поставить, замок починить. И не было случая, чтобы им отказали.
Давать тому, кто на грани
Знакомство с этими открытыми и сердечными людьми наша газета освежила вновь, когда те взялись помогать многодетной бабушке Наталье Ивановне Фоминой (об этом мы писали в № 13 от 31.03.2009 г.). Коммерсанты решили поставлять семейству ежемесячные продуктовые пакеты. И еще бросили клич среди коллег собрать семейству на холодильник. Пока результатов это не дало, но Дегтяревы не разочарованы и ищут пути, как выручить женщину. Помогать людям — дело для них привычное.
— Мы никому не отказываем и по мере сил и возможностей стараемся помочь, — рассказывает Тамара Васильевна. — Хотя понимаешь, что наша помощь — это капелька в море. Идешь — стоят пять просящих, вот и думай, кому дать? Мы с мужем уже сколько лет в торговле, как психологи, человека ведь видно: потерянный он, спившийся или тот, кто действительно стоит на грани и кому действительно тяжело. Наталья Ивановна не бросила пятерых детей, тянет их, вот мы с мужем и решили взять Фоминых под свою опеку. Сейчас потеплеет, займемся ремонтом, который делаем потихоньку, кое‑какую мебель отдадим этой семье, найдем наши старые ковры. У нас есть люди, которым мы уже много чего пораздавали. Но этому человеку в тысячу раз нужнее.
Разговор с Дегтяревыми, конечно, темой благотворительности не ограничился, чтобы помочь ближнему, — нужно и самому твердо стоять на ногах. Постепенно беседа свернула на то, как это удается в тяжелые, даже для прочного раскрученного бизнеса, времена.
Не жадничать и не гнаться за ценой
— Как удается барахтаться? — размышляет Тамара Дегтярева. — Только ценами, за счет низкой наценки на табак, алкоголь, чай, на все буквально. Розничная торговая наценка в обычном магазине доходит до 20‑30 % в среднем. У нас средняя наценка — 6‑7 %, а на отдельные группы товаров, как, например, табак, — 2,5 %. Люди считают «Вест» оптовым магазином, но это не так, лицензии у нас «розничные». Но дешевые продукты — это ценовая политика, которой мы придерживаемся уже десять лет и выживаем только за счет этого. Кстати, я хочу сказать, что нам все эти открывшиеся супермаркеты не помешали. В начале люди ринулись туда посмотреть — как и что, но потом вернулись к нам. Супермаркеты работают по спецификации — перечню товара, полосочку нарисовал — и ни шагу влево или вправо. Мы более маневренный магазин — быстро перестраиваемся. Лучше уценим товар, в «ноль» сработаем, но его скинем с полки, чтобы не залеживался. В универсальных магазинах такого нет. Их администрации на местном уровне не влияют на цены. Да еще эти акции их, знаменитые. Ну как можно акции проводить на торты, как один супермаркет делал? Это же скоропортящийся товар! На другой день покупатели бросали цвелые торты в лицо их руководству. Мы тоже переживали, что отсеется наш покупатель, но первые три недели после каждого открытия нового гиганта люди ходят туда смотреть, а потом возвращаются к нам. Главный враг наш не супермаркеты, а неплатежеспособность населения. Мы стараемся не повышать цены, поддерживать их. Вот было не так давно подорожание водки. Мы, конечно, могли бы обогатиться, продав «старые» остатки партии по новой цене. Но делать этого не стали — пока старую водку всю не продали, ценники не меняли. Мы даем возможность нашему покупателю до последнего покупать по тем ценам, по которым получен товар. Многие так не делают и отпугивают людей. Ну не может быть так, чтобы закупка на гривну, а заработать на ней четыре. У нас — это максимум 10 копеек.
— Спорим, доказываем, скидки выбиваем из поставщиков, работаем с заводами практически напрямую. Кризис, конечно, сказался, у нас тоже был кредит, мы самые первые в прошлом году попали в переплет с деньгами в банке, два месяца лихорадило. Выкрутились на давнем сотрудничестве и доверии поставщиков. У нас дружеские отношения сложились, они знают, что мы всегда оплачиваем товар. Ну а по поводу кредитования бизнеса — могу сказать, что отказаться от него нельзя — очень тяжело было бы без кредитов. Это обычная практика, вся Европа на кредитах, не только средний бизнес, но и крупный пользуется ими. Только на своих средствах трудно поддерживать ассортимент. Когда мы начинали, у нас не было гастрономического отдела, мы его открыли три года назад, покупатели просили. Это непросто, для этого нужно оборудование, нужно соблюдать ряд условий. Открылись, начали работать с поставщиками, у нас колбаска некоторая дешевле, чем на рынке. Все зависит от наценки — насколько ты себе можешь позволить ее снизить. Хотя маленький магазинчик не может позволить так работать, как мы — у него, чтобы выжить, минимум должна быть наценка 20 %.
Чтобы поддерживать цены, приходится лавировать, отказываться от услуг некоторых поставщиков. Вот, знаменитая донецкая марка тортов сейчас сильно выросла в цене, пришлось пока от нее отказаться, зато мы отыскали запорожского производителя, там продукция дешевле и в качестве не уступит. С осени сразу отказались от импортного товара, от тех же молдавских вин, дорого — акцизы, курс доллара, цены подняли в два раза. Шоколадом торгуем только украинским, он отличный, хорошо себя зарекомендовал.
В такой ситуации нам надо отстаивать свои права. За средний бизнес заступиться некому. В Киеве хоть наша землячка Александра Кужель единственная этими вопросами занимается, вроде бы у нас в городе какое‑то объединение предпринимателей было, но о нем ничего не слышно. Был союз предпринимателей в Донецке, но он ничем не занимался, кроме сбора взносов. Потом от нас стали требовать какую‑то помощь нереальную. Это все не то. В нашем городе проблема — мы обложены очень большими местными налогами, и об этом надо сказать. Если бы можно часть проверок исключить. Я в своем контрольном журнале за прошлый год отметила 13 проверок. Нас проверяют раз в месяц и город и область. Теперь власти хотят издать документ, что «Зеленстрой» будет озеленять прилегающую территорию около каждой стационарной торговой точки, и это тоже нам надо будет оплачивать. Пока расценки не установили, но, думаю, будет немало. Зачем это делать, если мы и сами можем цветочки посадить? Мы и так делаем для города что‑то: мусорные баки поставили предприниматели, плафоны для уличного освещения — тоже мы же оплатили. Город просит — мы идем навстречу, но не чувствуем, что навстречу идут нам. Мы, конечно, за помощью не обращаемся, обойдемся своими силами. Но у людей есть совсем маленькие точки, им тоже очень трудно выкарабкаться, их надо поддерживать, а не давить сборами.
— Вообще, сейчас время такое, что всем трудно выжить. Я думаю, что нам жаловаться не стоит, покупатели о нас помнят, да и коллектив у нас хороший — люди работают по пять‑десять лет, что для торговли большая редкость, мы ими гордимся. Главное, что сейчас нужно всем, набраться терпения, просто переждать, пережить трудное время и не забывать о тех, кто рядом.
Подготовила В. Гейзер.