Нынешнюю пятницу многие константиновцы отметят как свой профессиональный праздник — 19 ноября отмечается «День стеклодела». К сожалению, это больше дань истории и памяти, ибо громкую славу города стекла Константиновка растеряла. Хотя, по словам директора ГП «УкрНИИСтекло», бывшего знаменитого государственного института стекла, Александра Маричева, бренд Стеклограда еще хорошо помнится, нет-нет да и проскочит информация, коллеги часто спрашивают у него, работают ли у нас стекольные заводы. «Я недавно по телефону общался с московским еженедельником «Собеседник», — рассказывает Александр Валерьевич. — Они историей кремлевских звезд интересовались, спросили, как работает изготовивший их завод. Я замялся — что им ответить? Сказал правду, но она звучала довольно горько для нас и города, во многом ведь уцелели одни осколки».
Бывший УкрГИС в какой‑то степени и сам осколок былой стеклодельной славы. Несколько лет институт проходит процедуру банкротства, сейчас он базируется на половине своего же огромного корпуса площадью 15 тыс. кв. м. Работает на арендованных у новых владельцев (здание пару лет назад ушло с молотка) площадях и оборудовании. Нашедшийся было одесский инвестор помог с аккредитацией лабораторий и немного с оборудованием, но за несколько месяцев негустой ручеек помощи окончательно иссяк, так что сейчас институт живет на своих хлебах и научился справляться с быстро меняющейся в отрасли ситуацией. Даже всепобеждающая экспансия тех же китайских стекловаренных технологий, к которым все чаще прибегают украинские стеклоделы, не оставила институт без заказчиков.
А. Маричев.
— Кто наши клиенты‑стеклоделы? Листовое стекло, кроме Лисичанска, на Украине пока никто не производит. Остальные предприятия занимаются производством стеклотары, — объясняет Александр Маричев. — У нас очень много тарных заводов, и, кстати, они оснащены по современным, именно европейским требованиям. На них пришли европейские инвесторы, принесшие свои технологии. На Гостомельский завод — швейцарская корпорация, на Житомирский и Бучанский пришла корпорация из Греции, на предприятие «Скло Заря» — французский инвестор фирмы «Сент-Габен». Некоторые предприятия пошли путем строительства своих стекловаренных печей и линий по производству бутылок по немецкой технологии, чешской. Но если говорить о листовом стекле — то европейских технологий по ним в стране нет, а в Константиновке, к сожалению, пока вообще нет ни одной толком работающей стекловаренной печи. Конечно, влияние самой большой страны в мире на нашем рынке чувствуется — многие производители реализуют китайские проекты, тот же Лисичанск строит вторую линию по листовому стеклу. Но эта технология имеет свои особенности, заводу пришлось вносить в проект коррективы, многое менять, доделывать.
Александр Маричев считает, что пока бренд Константиновки, как Стеклограда, еще не забыт, и развивать городскую промышленность следует именно в этом направлении. Специалисты института стекла подготовили инвестиционный проект, который несколько раз предлагали в ОГА. Он предусматривает, собственно говоря, восстановление того же «Автостекло». Проект довольно дорогой — до 250 млн евро, так как по стоимости огнеупоров и оборудования ориентирован именно на европейские технологии. Однако пока желающих вложить такие деньги в разгар кризиса не нашлось.
Профессиональный праздник в ГП «УкрНИИСтекло» встречают со сдержанным оптимизмом — трудностей хватает (та же двухмесячная задолженность по зарплате), но институт работает.
— Мы объездили все предприятия, активно искали заказчиков, предлагали свои услуги, — объясняет директор института.
— Технологии, конечно, тоже предлагаем, но они дорогостоящие, не каждый согласен их внедрять. Наша работа сейчас — это, по большей части, бумаги и компьютер, технологические исследования новых материалов и составов без финансируемых заказов невозможны. Пока мы сконцентрировались на исследованиях в области сырьевых материалов, которые заказывают карьеры.
Невзирая на всякие бытовые неудобства, сидя много лет в неотапливаемом здании, коллектив старается откликаться на новые технологические веяния. А технологии сейчас движутся к снижению энергопотребления, так что здесь занялись не совсем свойственной стекольному институту тематикой. В НИИ достаточно часто обращаются предприятия по вопросам энергосбережения, чтобы получить расчет удельных норм топливно-энергетических ресурсов, анализ и рекомендации, что делать в этом направлении.
Стандартизация и сертификация — еще одно направление работы института. В начале года аккредитовали испытательный центр, уже по международным требованиям ISO-18025.
— Связи с предприятиями стараемся не терять, ведем экспертизу стекла и изделий из него, — объясняет А. Маричев. — Наших экспертов привлекали на такие ответственные объекты, как «Донбасс-Арена», международный терминал Харьковского аэропорта. На них мы проводили экспертную оценку установленных стекол. По-разному, конечно, там обстояли дела с качеством. Мы хоть и госструктура, но не наделены функциями контроля, а руководители объектов сами принимают решения. Жаль только, что часто нас привлекают тогда, когда что‑то случилось, нет привычки обращаться к экспертам на стадии проекта, закупки материалов, как получилось, например, на одном известном пивоваренном комбинате. Буквально неделю назад к нам обращались оба его филиала, — и киевский, и запорожский. Пивовары закупили в России бутылку подешевке, поставили на линию, а она начала «трещать». Бросились к нам. Наши специалисты проверили — бутылка негодная, не отвечает никаким требованиям.
Недавно в институт обратилась одна из донецких фирм, занимающаяся установкой стеклопакетов. В один прекрасный день новенькие «супер-окна» начали рушиться на огромном торговом комплексе. Поставили задачу определить причину за два дня, оказалось, стекла отвечают норме, причина — в монтаже.
— Мы сертифицируем импортную стеклянную продукцию, — рассказывает А. Маричев. — Исследовали турецкое листовое — в нем мало алюминия, значит, оно повышенной хрупкости. У китайцев свои минусы — слабая химическая и водостойкость, но они подкупают низкой ценой. В стеклопакетах стекло от реальных европейских производителей найти можно, но оно очень дорогое. В окнах константиновцев в лучшем случае можно встретить стекло из России, Белоруссии, может быть, из Лисичанска, а в худшем, — чье угодно. Бывает, листовое стекло вертикального вытягивания «умельцы» выдают за флоат. К сожалению, рынок стеклопакетов насыщен стеклом второго-третьего сортов.
С 2009 года институт стекла стал действительным членом Ассоциации «Стекло Украины», куда входят почти все стеклопроизводители. Это оказалось полезным: в прошлому году ряд заказов ученым передала сама Ассоциация, а в этом году с ее помощью институт попытается «взять бюджетные деньги» на разработку нормативной документации. Это проблемный вопрос для всей отрасли, ей нужны государственные стандарты для одноразовой стеклянной тары и госбюджет собирается выделить под это дело деньги.
В. Гейзер.