Встреча на брифинге в Киевском Кризисном медиа-центре с Президентом Эстонской Республики Керсти Кальюлайд была для меня неожиданностью. Оказавшись в Киеве случайно, просто позвонил друзьям-журналистам и, что называется, «попал».
Ей 49 лет, по профессии биолог. С 2004 по 2016 год работала в разных структурах Европейского совета. Осенью прошлого года стала главной фигурой этой Прибалтийской страны. Она и беседу начала, как ученый природных наук, сказав, что вокруг нас всё — коммуникации. И 21 век — эра коммуникации. Но, прежде всего, это при помощи эволюции создавала Природа. Вот комары — они, как и журналисты, одни жалят людей, другие «коммуницируют» друг с другом. Так и СМИ — одни (российские) жалят обманом и фейками, а нам надо между собой обмениваться правдивой информацией. По словам Президента, то, что произошло в Таллине в 2007 году (тогда обычный перенос памятника Россия превратила в массовые беспорядки с убийством людей), в Грузии в 2008, в Украине в 2014, выборы Трампа в США — это всё один шаблон российской гибридной войны. Слава Богу, что после Крыма, Боинга, Скрипаля и т.п., по словам К.Кальюлайд, в цивилизованном мире о нынешней России уже никого убеждать не нужно. Но важно реагировать на фейки путинского режима. Причем, не просто давать разоблачения, а, прежде всего, готовить свой, грамотный и выверенный контент. «Надо учиться находить троллей и другим их показывать. Многие российские эстонцы тоже, когда смотрят телевизор, думают, что это сделано «СМИ» и это называется «новостью». Но вы, журналисты, как комары — должны вырабатывать у людей к этому противоядие!», — закончила госпожа Президент.
Президент Эстонской Республики Керсти Кальюлайд
Журналисты Донеччины задали гостье, конечно же, вопрос о коррупции: «Почему не контролируются деньги, которые дает Европа Донбассу? Вот дали 900 тысяч евро на постройку общежития для переселенцев, а их «з’їв довгоносик», вот дали 700 тысяч евро на поддержку общественности, а эту «общественность» судят за взятку, вот дали 300 тысяч евро на экологию, а их пустили на «мониторинг», где легче украсть!».
«Мы узнаем не только от официальных структур, что происходит у вас, но и из отчетов общественных организаций, что дает более реальную картину. Я тоже считаю, что во время войны деньги должны жестко контролироваться и, если что-то случается — нужно бить в колокола. И это должны делать вы — журналисты», — ответила нам Керсти Кальюлайд.
А вот на мой личный вопрос, она не ответила. Вернее сказала, что ничего об этом не знает. Я же, узнав, что сегодня Президент Эстонии отправляется на Донбасс, спросил: «После того, как Вы посетите Донеччину и вернетесь к себе в Таллин, Вы расскажите эстонцам, что Донбасс, это не только война и убитая Природа, это еще и лучшая в мире соль, прекрасное шампанское и музыка великолепного донеччанина — Сергея Прокофьева?».
Интересно, пан П.Жебривский и его команда рассказывают об этом таким высоким гостям? Может быть нашим ребятам в окопах за соль хотя бы берцы эстонские дадут?
В.Березин