Руслана Викторовича Маслова в районе знают многие. Еще бы – 13 лет проработал в райадминистрации, занимаясь вопросами земельных отношений. Теперь, когда он открыл офис и стал оказывать частные землеустроительные услуги, его сфера деятельности охватывает и город. Нам показалось, что в его лице мы можем найти независимого эксперта по земельным вопросам. И, похоже, не ошиблись.
— С какими проблемами при оформлении земли сейчас сталкиваются жители города и района?
— Ко мне обращаются люди в связи с задержками в оформлении землеустроительной документации. Все дело в том, что в январе этого года вступил в силу ряд законодательных актов, которые, по логике, должны были регулировать и развивать дальше земельные отношения, но на самом деле они с этого времени, наоборот, — тормозят и блокируют выделение и изъятие земель, а также движение земельных угодий от собственника к собственнику. Прежде всего, вступил в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно разграничения земель государственной и коммунальной собственности», по которому вместо лицензии по землеустройству вводятся квалификационные сертификаты. Функции регистрации земли от имени государства осуществляет юстиция, и там создана соответствующая регистрационная служба. Однако, ни один земельный участок до сих пор не зарегистрирован, что не позволяет органам власти и местного самоуправления распоряжаться этой землей. В настоящее время они даже не могут дать разрешения на разработку соответствующей землеустроительной документации. Не говоря уже о том, чтобы ее рассматривать, согласовывать, выделять землю. Т.е. заключать договора аренды. Можно сказать, что сейчас от несвоевременного оформления аренды земли, с выплатой соответствующего налога, местным громадам наносится существенный материальный ущерб.
— Есть разница ущерба между сельским и городским жителем?
— Для многих селян земля — это источник дохода, который фактически отбирается. Не менее страдают предприятия и юридические лица, которые тоже почти полгода не могут выделить себе землю, которую уже занимают и имеют на это право. Также завис вопрос оформления невостребованных паев, о которых ваша газета уже писала по ситуации в Артемовском сельсовете. Это паи, которые по тем или иным причинам не востребованы и ими могут пользоваться все, кому не лень. Но от этого пользования ни государство, ни отдельный частный собственник ничего не получают.
Здесь также проблема в том, что по земельному законодательству всё просто заблокировано. Граждане, которые хотят должным образом оформить землю, зарегистрировать договор аренды на эти невостребованные паи, на любой стадии не могут это сделать. У меня нет ни одного положительного факта с января этого года, чтобы кто-то смог полностью оформить землю. В частности, зарегистрировал договор аренды и приступил к законному использованию земли.
— Может, всё просто решится в ближайшее время?
— Буквально недавно, 14 мая, были приняты изменения к Закону, которые как бы упрощают процедуру оформления земли. Но на данный момент я не слышал, чтобы это было где-то опубликовано. Из-за этого получается парадоксальная ситуация. С момента объявления независимости Украины гражданам было провозглашено, что они имеют право на землю, что земля принадлежит народу. Но практически они сейчас ничего не могут оформить — ни землю, на которой они проживали, ни землю, которой пользовались их деды, прадеды и которая передается им по наследству.
Например, не могут оформить землю под не приватизированным домостроением, также не могут использовать участок для сельскохозяйственных нужд. Это парадокс, ведь Украина — это сельскохозяйственная страна с самыми лучшими черноземами. Я совершенно не понимаю, как можно так по-варварски к этому подходить!?
Приватизация приусадебных и земельных участков действовала по Указу Кабмина в начале 90-х годов. Теперь она не действует. Т.е. фактически людей от земли отлучили. Мне совершенно непонятно, как такие законы могли пройти через все согласовательные процедуры и комитеты. Складывается впечатление, что или люди совершенно не владеют ситуацией в стране, или делают это намеренно.
— А если намеренно, то кому это на руку?
— Нам остается только догадываться и высказывать предположение. Но специалисты считают, что всё это делается для того, чтобы землю получил Земельный банк. А в свете сегодняшней ситуации, когда наибольшую ценность имеют земли сельхозназначения, власти хотят, чтобы граждане, которые имеют на нее право и могли бы ее затребовать, — «пролетели». Земля должна будет передана в этот банк, чтобы потом распоряжаться ею так, как они захотят. Можно только догадываться, кто управляет этим банком. Но не народ, это точно.
Особенно остро ситуация складывается по разрешениям, выданным ранее. Ведь по логике — закон не имеет обратной силы. Человек или предприятие, которое получило разрешение на оформление земли — должны его оформить, но этого не делается. У всех с января одновременно остановилась процедура выделения земли. Такое впечатление, что была команда — «Не оформлять!», и все фактически ответили — «Есть!».
— Есть ли конкретные примеры, когда люди, предприятия страдают от этого?
— Да. Ко мне обратилось предприятие мобильной связи МТС, чтобы я помог оформить землю под вышками. Я с ними года 3-4 сотрудничаю по этому вопросу. В Дзержинске, Горловке мы всё завершили до конца. Теперь надо это же сделать по 4 объектам в Константиновском районе, однако, ни по одному объекту они разрешение так и не получили. Документы не разрабатывались, но эти станции мобильной связи уже действуют, а арендную плату за землю не платят. Бюджеты сельских советов не пополняются.
Кроме этого, например, не оформлены вышки под Вай-Фай, что строились под Евро-2012 вдоль железной дороги. Там не было оформлено право сервитута (ограниченного пользования чужими земельными участками). А действующий закон о земельном кадастре не позволяет это сделать. И в юстиции объясняют, что здесь мешает, прежде всего, отсутствие права государства. Поскольку железная дорога — госпредприятие, имеет землю в постоянном пользовании, то из-за этого нельзя ничего оформить. Все объекты — действующие, за них должна производиться плата за пользование землей. Странно, что это все знают, но никто никакого шума не поднимает. Взять то же районное руководство. Складывается парадоксальная ситуация: райгосадминистрация приняла распоряжение об увеличении ставки арендной платы, разработана документация по внесению изменения в договора аренды, но она не зарегистрирована. Соответственно, плата производится по старым договорам.
— Но этот бред когда-нибудь закончится?
— Пока вразумительного ответа я не вижу. Интересно, что этот закон, якобы упрощающий процедуру регистрации, был принят по инициативе молодого депутата-регионала. А где тогда был Кабмин, где соответствующие министерства? А где была юстиция, земельное агентство? Такие махины, столько специалистов, где они были?
Закон же должен защищать интересы определенного большинства. И всегда он должен работать на большинство. В данном случае совершенно непонятно — кто его принимал, для кого, кому он будет служить...
— Как это может коснуться рядового гражданина?
— Например, человеку выпадет по наследству оформление жилого дома на земельном участке, который предыдущим собственником не был приватизирован. Когда он на себя оформит права собственности, то право на землю оформить не сможет. Таких домов до 30% в нашем частном секторе.
Много возникает вопросов с ранее выданными документами на частную собственность, в связи с тем, что там отсутствуют кадастровые номера. В законе написано, что все это должно делаться автоматически. Но ничего подобного — людей гоняют, заставляют разрабатывать отдельную документацию, нести немалые расходы, и нет гарантии, что они получат то, к чему стремятся.
Возникают большие сложности в оформлении дубликатов документов государственных актов, которые люди по каким-то причинам утратили. У людей есть документальные подтверждения этого. Казалось бы, какие вопросы? А с ними никто и не спорит. Но когда доходит до выдачи — полный абсурд! Насколько мне известно, сейчас дубликаты вообще не выдаются. Дети документы порвали, они сгорели, всякое бывает. Нужно обязательно восстановить и подтвердить свое право собственности. А человеку этого не делают. Это вопиющее безобразие!
— У нас такой штат в земельном агентстве, чем они занимаются? Только от людей за кодовым замком прячутся?
— Да, спасибо, что вы об этом написали. Сразу после публикации в агентстве сделали ремонт и поставили новую дверь без замка. На мой взгляд, в нынешней ситуации работа этих структур лишена главного смысла. В связи с необоснованными задержками в оформлении землеустроительной документации люди идут ко мне. Но что я могу сделать? Вот, например, срок при разработке новых документов — 6 месяцев. Однако, у многих этот срок давно истек. Кто получил в свое время разрешение на разработку, должны знать, что подойдет такой период, когда его разрешения утратят силу.
— Спасибо за интервью, Руслан Викторович, надеемся на продолжение темы, а главное, на то, что когда-то всё это закончится.
Беседовал В.Березин.