Благодаря внедрению государственной «Программы поддержки семьи», в текущем году под опеку городского Центра социальных служб по делам семьи, детей и молодежи попали 342 константиновских семьи, оказавшиеся в «сложной жизненной ситуации». Согласно статистическим данным, по сравнению с прошлым годом их количество увеличилось более чем в десять раз. Но причина такого рекордного «урожая», по словам директора Центра Т.Яицкой, состоит не в том, что качественный состав местного населения стал хуже. Скорее, из-за недостатка рабочих рук - ее коллеги (ранее штат Центра состоял из трех человек) просто не успевали охватить всех нуждающихся. В начале этого года такая возможность, наконец, появилась: госбюджет выделил отдельное финансирование и доукомплектовал местные Центры специально обученными социальными работниками. В городе, например, число таких специалистов составило 12 человек. На душу и плечи каждого из них выпал определенный участок с населением около 6 тысяч человек, из числа которых предстояло выявить тех, кто по различным причинам не сможет самостоятельно решить те или иные бытовые и социальные проблемы. «Большое количество наших клиентов — вполне нормальные люди. Кто-то из них нуждается в оформлении социальных пособий или восстановлении документов. Не так давно мы вернули из небытия молодую мамашу. С 2009 года женщина числилась без вести пропавшей. Из-за отсутствия паспорта женщина два года не могла даже зарегистрировать новорожденного ребенка. Сегодня малыш ходит в садик, а наша подопечная устроилась на официальную работу. Другим больше нужна психологическая поддержка, особенно это касается приемных семей и опекунов. Где-то требуется наша помощь в решении бюрократических проволочек, как то: помощь одиноким отцам, людям, воспитывающим детей-инвалидов, содействие в поисках работы для условно осужденных и т. д. Под нашим патронажем такие семьи обычно находятся не более трех месяцев, после чего возвращаются к обычной жизни. Всего 13% из них действительно можно отнести к разряду «тяжелых», - отмечает Татьяна Владимировна.
...иногда в своем нежелании исправляться, взрослые люди, заслуженно лишенные родительских прав, ведут себя крайне абсурдно: скрываются от своих социальных «наставников», не впускают их в дом, не идут на контакт с психологами или даже убегают из города. И в то же самое время продолжают горько сожалеть о своей семейной трагедии...
Семейные эксперименты на задворках европейского гуманизма
О том, насколько качественно сработала реформированная соцслужба, говорят цифры. По данным Центра, с социального сопровождения с положительным результатом было снято 242 подопечных семьи. Еще 95 продолжают находиться под наблюдением социальных работников. В их число попали и представители ромской национальности, которые в последнее время массово мигрируют в Константиновку и ее район из соседних областей. И лишь 4 ячейки общества (около 1%), попавшие в контрольные списки Центра, были признаны «безнадежными». В основном это семьи, в которых взрослыми хронически не выполнялись их родительские обязанности. Их дети состояли на учете в детской комнате милиции и в конечном итоге были переданы на воспитание в государственные спецучреждения. Как говорят более опытные работники Центра, иногда в своем нежелании исправляться, взрослые люди, заслуженно лишенные родительских прав, ведут себя крайне абсурдно: скрываются от своих социальных «наставников», не впускают их в дом, не идут на контакт с психологами или даже убегают из города. И в то же самое время продолжают горько сожалеть о своей семейной трагедии...
По европейским стандартам, которые взяты за основу современной социальной реформы Украины, курс реабилитации, в том числе психологической, «неблагополучные» родители проходят в специальных центрах закрытого типа. Причем решение по принудительному помещению туда «проблемных» родителей (в интересах детей) принимает самый гуманный суд. После него перевоспитанные родичи могут беспрепятственно забрать своих детей из специальных временных приютов, восстановить семью и вернуться к нормальной жизни.
Социальный патронаж для стариков и бедняков
Кроме прочих, в поле зрения социальных работников с недавнего времени попали все без исключения получатели государственной социальной помощи. Многотысячные списки «незащищенных» граждан городскому центру социальных служб регулярно передает местное управление труда и социальной защиты населения. Каждого из них дополнительно посещает участковый соцработник, дабы узнать, не нужна ли человеку дополнительная помощь. Например, в решении проблемных вопросов по коммунальным службам. Недавно такая помощь понадобилась 90-летнему участнику и инвалиду ВОВ, прикованному к инвалидному креслу. Городской водоканал тогда ошибочно приписал одинокому пенсионеру долг в сумме 900 гривен. Только после вмешательства специалиста центра коммунальное предприятие решилось на мирное устранение досадного недоразумения.
Второй по приоритетности задачей социальных инспекторов сегодня стала проверка использования адресной государственной помощи. «Как показывает практика, в стране не перевелись еще люди, которые ведут паразитический образ жизни: живут за счет своих родственников, числятся малообеспеченными, получают государственное пособие и совершенно не задумываются о том, чтобы самостоятельно зарабатывать на жизнь. В течение трех месяцев наши сотрудники водят таких людей за руку, ведут переговоры с потенциальными работодателями и оказывают помощь в оформлении необходимых документов. Если в течение указанного срока наш подопечный умышленно уклоняется от трудоустройства, у УтиСЗН появляется законное основание для отказа такому заявителю в назначении социальной помощи в будущем», - пояснили в Центре социальных служб для семьи, детей и молодежи.
Подготовила О.Панина.