После одноименного с этим названием анонса в прошлом номере нам стали звонить и присылать сообщения на сайт. Судьба нашего старейшего учебного заведения многих не оставляет равнодушными. Кто-то поддерживает директора в его начинаниях, а кто-то добавляет «камни в его огород» (А.Ильин обвиняется в незаконной сдаче в аренду помещений, ведении «черной кассы» на ГСМ и пр.). Но хорош или плох директор, людей волнует меньше всего. Их беспокоит — будет ли жить эта кузница агрокадров.
На наш вопрос: «Что же происходит с землями сельхозтехникума?», их нынешний реальный хозяин — старик, который пас коз, ответил: «Здесь, как и по всей Украине – иметь столько земли и голодать!..»
Поэтому, мы решили предоставить слово разным, независимым друг от друга сторонам и, прежде всего, самому директору А.Ильину.
Катастрофы еще нет?
— Андрей Викторович, что Вы скажете по поводу обвинений в Ваш адрес?
— В них, конечно, есть доля правды, но не всегда. Например, амброзии на наших полях уже меньше, мы с ней постоянно боремся. В этом году решим вопрос, чтобы наши 500 гектаров взяли в аренду крупные сельхозпредприятия, тогда и начнут эти земли работать. По централизованному отоплению — увы, ввиду недофинансирования мы были вынуждены сделать то, на что хватило средств — протопили в январе-феврале 2012 года, — и все. Теперь с середины декабря по март студенты у нас на каникулах. Отсутствие телефонов в поселке — полностью на совести Укртелекома. Они не оформили договор с РЭС.
— Неужели все это происходит без ущерба учебному процессу?
— До того, как отпустили студентов, преподаватели полностью вычитали часы за 1-й семестр. И часть второго «зацепили». Для этого учились по субботам. И с родителями на родительских собраниях такой режим работы был согласован. Преподаватели у нас сейчас занимаются подготовкой к конкурсам, проходят повышение квалификации, разрабатывают методический и агитационный материалы для профориентационных поездок по школам района и города. Необходимые часы они начитали. На качестве обучения это не скажется. Все 18 групп стационара и 7 групп заочников, весь штат сохранен. Что касается зарплат, то они на прежнем уровне (у самого директора, как он признался, — около 2-х тысяч, — ред.). Только сейчас доплаты урезаны. Зато квалификацию преподавателей мы подняли где-то на 20%, увеличили категории. Теперь у нас два методиста, один старший преподаватель, а высшей категории — более 30% преподавателей.
— На Вас жалуются — «родственников, кумовьев понабирали»...
— Да, у меня работают родственники, но давайте пойдем в отдел кадров и посмотрим личные дела родственников и других (в т.ч. тех, кто жалуется)... Возьмем категорию, повышение квалификации, заслуги, грамоты, победы на конкурсах и т.д. Я отдаю предпочтение не родственным связям, а качеству работы и профессионализму. Кстати, про уровень нашего техникума говорит хотя бы то, что в 2012-м мы принимали олимпиаду между техникумами по землеустройству всего Левобережья Украины и выиграли ее. Также заняли 2-е место в области в конкурсе по коллекционному полю. Мы не останавливаемся. Но, судя по всему, 2013 год для нас ожидается нелегким, придется идти на сокращение.
— Каковы перспективы развития?
— Кроме введения специальности «зеленое строительство и садово-парковое хозяйство», которая пока не очень популярна, но мы над этим работаем, мы будем продолжать изучать спрос и думать над другими, наиболее востребованными специальностями. Для нас главный источник получения средств — плата за учебу (хотя бы на зарплату хватает). Поэтому, если в новом году и будут бюджетные места, то мало. Надеемся и работаем над тем, чтобы были востребованы уникальные для нашей области специальности, которым мы обучаем — технологи по выращиванию и переработке продукции, строительство и ремонт гидротехнических сооружений и традиционно популярная специальность – землеустроители.
Второй большой источник пополнения средств — отдача от нашей земли, как я уже сказал, должен заработать уже в этом году. Сейчас работаем над тем, чтобы решить проблему отопления — установить твердотопливные экономичные котлы на основе пиролиза. Одно из перспективных направлений — отправка наших студентов на практику за границу. В прошлом году пятеро уже работали в Польше на голландской ферме. В этом, кстати, один из плюсов, которые нам дало вхождение в Луганский агроуниверситет. В 2013 году я надеюсь на то, что выпускники школ не прозевают внешнюю независимую оценку и воспользуются возможностью подать документы сразу в пять ВУЗов, в том числе наш.
Катастрофы еще нет, но техникуму все равно будет «каюк»
Решив побывать на месте, мы посетили техникум. Время было вечернее и рассчитывать на большое количество сотрудников не приходилось. Поэтому мы, после общения с колоритным пастухом, выгуливающим на техникумовских полях стадо коз, встретили сторожей автомастерских, которые оказались на редкость разговорчивыми. Один из них был несказанно удивлен неожиданным появлением журналистов: «А я сегодня сам пытался оставить сообщение на вашем сайте, но не получилось — не силен я еще в Интернете. А тут вы сами, как по заказу!» Вот и надиктовал нам на диктофон сторож свое послание: «Вы напишите, что наш директор делает все возможное, но ему жалобщики «руки выкручивают». Ведь все развалилось и заросло еще при предыдущем директоре. А этот старается — даже казаков привлекает, они и трактор восстанавливали, и пахали... Да, мы летом без света три месяца сидели, но разве директор виноват, что ему не перечисляют деньги? А убрать предыдущего директора, — так это было мнение всего коллектива. И сейчас Ильина поддерживает большинство... До этого директора столовая не работала, теперь можно нормально поесть. Душ в общежитии сделали, стиральную машину поставили. По сравнению с тем, что было, – небо и земля... Если мы сейчас уберем Ильина – техникум рухнет! Он делает все, что в его силах. Может быть, и есть кто-то, кто лучше бы руководил, но кто сюда придет?».
Пройдя мимо учебных зданий, мы остановились у двух- и трехэтажек, из которых состоит небольшой, но уютный техникумовский поселок. В общей сложности нам удалось поговорить с пятью жителями. Все они «грудью бросились» на защиту Ильина. Вот как можно выразить их общее мнение: «...Ему надо медаль дать, ведь его бросили все — государство, областные, районные власти. Как и наш поселок — нынешняя председательша сельсовета до выборов приезжала, чаек с нашими бабами пила, а после того, как за нее проголосовали, мы ее ни разу и не видели. Нас раньше город себе забрал, чтобы получить категорию, а потом, видя, что это нужно ему на выборах, — нардеп Комарь. Но делать для нас все равно ничего не делали. Беленец тоже палец о палец не ударил. А теперь и Чертков, похоже, рукой махнул. Даже статуса нам никакого не присвоили – ведь мы реально поселок. Лет 20 это длится. Сейчас здесь живет 80 семей, а когда-то это было чудесное место, все было в цветах и люди приезжали как на курорт отдыхать. Андрей Викторович человек бесконфликтный, поэтому наши дома до сих пор на балансе техникума. Вот от теплосети техникум откажется (у нас общая котельная) – что будем тогда зимой делать? Раз так – напишите, чтобы наш бесхозный населенный пункт переименовали в деревню Нелеповку! Этому техникуму через какое-то время все равно конец придет. Но вопрос в том, что человек пытается – и ему надо помочь...»
Но и сами жители, как оказалось, особой активностью не отличаются. Коммунальные платежи (часть которых идет в бюджет техникума) многие не платят. Сетуют, что вот, мол, избрали простую женщину от поселка депутатом сельсовета за то, что она пообещала помочь детям войны, а на большее она и не способна. Среди опрошенных были вполне грамотные и крепкие мужики, но самим в депутаты идти, — им, как они говорят, «в падлу»...
Так что же дальше?
Исходя из того, что нам пришлось выслушать о директоре А.Ильине от его недругов, от уволенных и неуволенных преподавателей, это учебное заведение сейчас просто в агонии. Выпускает, мягко говоря, «маугли», т. е. детей, которые ничего не понимают в сельском хозяйстве и обречены на нетрудоустройство по специальности. А кого еще можно выпустить, не имея для того учебной базы — лаборатории, полигонов и т. п. «Техникум обречен, и он летит в горизонтальном штопоре...» — говорили нам бывшие его сотрудники.
Чтобы услышать мнение вышестоящей структуры, мы обратились к ректору Луганского национального аграрного университета В.Ткаченко. Валентина Григорьевна сказала, что тоже волнуется за судьбу техникума, поэтому, после 8 марта обязательно приедет, соберет всех, в том числе руководство райадминистрации и будет разбираться. «Мы много чем помогали — компьютеры дали, служебный автомобиль директору, автобус для подвоза детей и пр., и не оставим наше подразделение без внимания».
Ситуация запутанная и найти выход, действительно, будет нелегко. Но кому сейчас просто? Неужели руководители наших других учебных заведений живут в «парниковых» условиях?! Но когда есть лидер в коллективе, есть слаженная и понимающая его команда, а главное — четкое видение цели, то никакая вышестоящая структура не нужна. Пока же у нас создалось впечатление, что в техникуме все настроено на внешний лоск — заполняются журналы, рисуются часы, но того, на что заведение сельскохозяйственного профиля должно быть нацелено, не чувствуется.
Об этом нам поведал и патриарх земледелия, потомственный крестьянин, руководитель СООО «Иванопольское» А.Гордиевский: «Техникум начал рушиться, когда рухнуло подсобное хозяйство. Раньше поля были ухожены, ребята работали и видели результаты своего труда. Они и кормились с этого. Когда начали оттуда все тянуть и растягивать по карманам, — все и рухнуло. Я сам получал образование в таком заведении. Это были азы науки и практики. А там уже нет ни того, ни другого. По заброшенным полям же скажу, чтобы они не отчаивались и не опускали руки. Земля ведь сейчас там отдыхает — природа сама формирует свой потенциал. Так что все можно будет восстановить и пустить в дело. Отдача, конечно, будет не сразу — через 2-3 года, но зато какая!..»
В.Березин.