Сквозь пространство и время

Опубликовано moderator - Sep 11
В одном из предыдущих номеров нашей газеты в статье о велопробеге «Следами Олексы Тихого», мы написали, что в этом марафоне, посвященном Дню независимости и Дню прапора Украины, приняли участие спортсмены из Славянска, Краматорска и Дружковки. И посетовали, что, мол, очень жаль, что наших велосипедистов‑патриотов там не было.

Однако, после появления статьи нам позвонили участники велотура и сказали, что все же один константиновец по следам О. Тихого ездил. Он просто сделал это незаметно и скромно. Даже не заехал в Дружковку за памятными подарками. Нам удалось его отыскать и вручить от имени Общества О. Тихого в качестве подарка комплект работ нашего известного правозащитника — книги и журналы о его жизни и деятельности. «Самый тихий участник пробега по следам Тихого» (это студент-историк, житель ул. Октябрьская Андрей Новосельский) оказался обаятельным молодым человеком, патриотически настроенным, интересующимся историей родного края. Мы предлагаем вниманию читателей его рассказ об участии в этом неординарном событии.


Почему я, узнав из «Провинции» о велопробеге по местам О. Тихого, решил принять в нем участие? Во-первых, интересны любые мероприятия, связанные с историей, уж тем более — с историей нашего родного края. Во-вторых, поездка как таковая, — открытие новых мест. И пусть маршрут этого пробега, в плане ландшафта, прост и типичен для нашего края, но от этого не менее интересен, взять, к примеру, уголки степи или меловые горы. В-третьих, активный отдых на природе — лучшее, как по мне, времяпрепровождение, не важно — велосипед, пешая прогулка или купание в водоеме.

В этом пробеге, плюс ко всему, все удачно сочеталось. Шины разноплановых байков в унисон терлись об асфальт сельских дорог, прерываясь на короткие экскурсии в местах, связанных с нашим земляком. В пути все участники поддерживали друг друга, при необходимости оказывали помощь. Хотя многие до этого не были знакомы.

Отсюда четвертая причина — люди, участвующие в таких мероприятиях, в чем‑то разные, но объединенные общей целью, сообща создают хорошее эмоциональное поле.

Во второй половине дня неожиданно взбунтовалась природа — заморосил дождь, поднялся ветер, резко похолодало. Когда едешь на байке, все изменения погоды ощущаешь телом, и хорошо, что в тот день ненастье не разгулялось на всю мощь. Иногда в степи можно почувствовать себя путешественником, который пустился в путь по морю на затхлом суденышке, один на один со стихией, а до цивилизации немало километров. Погода доставила неудобства, но решительности и настроения участникам не испортила.

Привал устроили у подножья меловых гор в Белокузьминовке — действительно доисторическая, впечатляющая местность. Нет ничего нового под Солнцем для этих древних холмов и наша группа вряд ли была исключением. Стоянку разбили на берегу пруда в ивовой рощице. Место красивое, живописное. Жаль только, что потревожили местную жительницу — цаплю. На привале все участники были накормлены прямо с огня, в чем заслуга Виктора, взявшего на себя, кроме сопровождения и техобеспечения колонны, обязанности шеф-повара. Мне, как рано приехавшему, с двумя ребятами довелось побыть поварятами в процессе приготовления. Стряпня на природе в чем‑то делала нас сродни кочевникам, населявшим много веков назад эти края. Да и вообще, чем наша группа не рыщущий на диких лошадях по степным тропам отряд скифов или сарматов? Главное, что за столетия ничего не изменилось — степной простор да кони, только теперь стальные. Как в песне: «мерю степь единой мерою — бегом быстрого коня…»

И последняя в списке, но не последняя по значимости, пятая причина этой поездки — нам не должна быть безразлична память о нашем земляке Олексе Тихом, который любил свою Родину, родной язык, культуру и не поступался своими ценностями. Этот человек бросил вызов системе, которая беспощадно стирала проявления свободомыслия и национальной самобытности. Метод борьбы Алексей Иванович избрал наиболее для себя характерный — слово. Он не бегал с револьвером в руках, не бросал бомбы в партийных чиновников, но слова разили режим вернее свинца. И режим запустил против неугомонного интеллигента механизм репрессий, который искалечил его, как и сотни других. Искалечил тело, но не душу. Жернова партийной реакции стерли бескомпромиссного проповедника украинской мысли с лица земли, но не из людской памяти.

Частички памяти о Тихом остались и в его работах, и в тех местах, где он жил, учился, трудился — эти места рядом с нами: на территории Константиновского района, Дружковки, Часов‑Яра, — они и были целью велопробега. Этот велопробег был, по сути, небольшим путешествием не только сквозь пространство, но и сквозь время.
 
Участник велопробега от Константиновки А. Новосельский.