Моя мама — Александра Михайловна Николаенко, в девичестве Власенко, 1924 года рождения, как и Нонна Баннистер, о которой писала «Провинция», во время 2‑й мировой войны была угнана из Константиновки в Германию. Так же, как и все константиновцы, она ехала туда в вагоне для скота.
16‑летняя девчонка прошла ужасные фашистские мучения. В 2002 году ей, наконец‑то, можно сказать посмертно, т. к. это произошло за несколько месяцев до ее смерти, присвоили статус «узник Германии» и приравняли к участнику Великой Отечественной войны.
На представленном фото — константиновцы в Германии, которых освободили союзники-американцы. После освобождения из концентрационных и трудовых лагерей людей, по мере пребывания на пункт сортировки, группировали по странам и городам. Это группа людей, угнанных из нашего города. Моя мама не очень любила рассказывать об этих годах, но однажды сказала, что только двое из людей на фотографии пожелали вернуться обратно в СССР — мама и ее подружка Мария. Остальные уехали в Америку, искать пути праведные. Всего же в группе константиновцев было 16 человек.
Так сложились обстоятельства, что история жизни моей мамы осталась для меня закрытой книгой. Может быть, увидя этот снимок, кто‑нибудь узнает на нем родных или близких и сможет поделиться историей пребывания их в Германии. Или кто‑нибудь вообще вспомнит мою маму (она на снимке вторая слева) и расскажет о ней. Для меня это очень важно.
Тищенко Нелля Николаевна, жительница ул. Циолковского.