Всем, кто интересуется историей родного края, будет полезным узнать, что с прошлого года в Интернете открылся и активно действует форум Донецкой областной организации Национального союза краеведов Украины. Как ни странно, но одной из наиболее бурно посещаемых веток на форуме является «История села Кондратьевка»: http://forum.gp.dn.ua/viewtopic.php?f=30&t=1200 (целых 16 страниц). Настоящий фурор на этой ветке произвел посетитель под псевдонимом Tabjang.
Будучи сам потомком немцев, родившихся в Константиновском районе, проживая в настоящее время в Германии и пользуясь там архивами, он выложил на форуме внушительный объем информации об основании этого села немцами-меннонитами и их дальнейшей судьбе. Поразительно то, что Tabjang дал возможность всем желающим ознакомиться не только с практически полным списком кондратьевских немцев, но и перечнем домов и их расположением, которые им принадлежали в дореволюционный период расцвета села. Вот небольшие отрывки из его повествования: «В одно октябрьское утро 1941 г. с. Кондратьевка было окружено войсками НКВД. Немецкое население села получило приказ в 24 часа подготовиться в депортации. На семью разрешалось взять до 250 кг вещей. Дома, все остальные вещи хозяев и живность передавалась в распоряжение колхоза... Выселялись о основном женщины с детьми и старики, поскольку всех мужчин уничтожили в 1937 году… Кондратьевцы были депортированы в Павлодарскую область Казахстана… Когда в 1960-х годах несколько бывших жителей вернулись в село, то их сразу же предупредили - как только заикнетесь о своих домах, то в 24 часа вас выселим. Это несколько семей Каздорфов, дети учителя Ульриха. Некоторые из них там и похоронены. Сведения о работе кирпичного завода в 60-е годы мне сообщил Яков Каздорф, проживавший в Кондратьевке с 1967 и по 1998 год. Он рассказал, что для строительства своего дома он купил последний произведенный на этом заводе кирпич. Все пристройки были сделаны уже из другого кирпича. Два сына Якова Каздорфа похоронены в Кондратьевке». Изыскатель из Германии пишет, что раздобыл только часть документов, многие из которых до него не были открыты и опубликованы.
Как оказалось, в этих списках менонитов часто встречается фамилия Классен. Например: «Klassen Jakob Johann 1916 року народження, німець, освіта неповна середня, безпартійний. Проживав: с.Кіндратівка Костянтинівського району Сталінської (Донецької) області. Робітник заводу ім. Фрунзе. Заарештований 4 вересня 1941 року. Даних про вирок немає. Вмер 13 листопада 1941 року під час етапу. Реабілітований у 1964 році».
Сам Tabjang признается, что является потомком этих Классенов.
«Где-то нам уже встречалась эта фамилия», - подумали мы и поискали в архиве нашей газеты. И точно – в статье «Возможно, у нас жили родственники русского писателя Льва Толстого» №5 от 2 февраля 2011 года было сказано о том, что жительница Константиновки Виктория Гербредер передала в дар краеведческому музею старинные бумаги (в которых упоминается Надежда Шидловская, двоюродная сестра Софьи Андреевны Толстой — жены Льва Николаевича Толстого). Они были найдены в бутылке, закопанной в огороде одного из домов на Николаевском поселке. И принадлежали они помещику Иоганну Яковлевичу Классену.
Цепочка замкнулась – это, скорее всего, бумаги отца Якоба Иогановича Классена, какого-то пра-прадеда Tabjang. Думаем, что переданные музею бумаги и те, что остались у Виктории Гербредер, существенно пополнят банк данных кондратьевских менонитов.
Но и это еще не все. Наша редакция обладает уникальным архивом константиновской оккупационной прессы, которую нам любезно предоставил изыскатель из Славянска Сашко Добровольский. Так вот, в номере газеты «Відбудова» от 28 июля 1943 года напечатан очерк «Грунт життя», подписанный «Вас.Г-кий». Бесспорно, что его автор известный писатель из Константиновки В.Гайворонский, работавший в этой газете. Причем, «Провинция» уже писала о том, какое место уделял Василий Андреевич в своем творчестве этому селу (см. «Кіндратівка Гайворонського» № 46 от 18.11.2009). Мы уверены, что эти строки писателя станут хорошим дополнением к огромному историческому пласту о жизни этого небольшого села нашего района: «Ще не так давно, трохи більше 10 років тому, теперішнє село Кіндратівка, або як раніше звали цей населений пункт — колонія №1, разюче відрізнялося своїм виглядом від українських сел. Широчезна рівна вулиця, обсаджена декоративними деревами. Обабіч великі цегляні будинки, дахи яких ледве булі помітні серед фруктових садіб. Кожен двір оточений невисоким парканчиком. І біля дворів, і в кожному дворі вимощено цеглою. Під будинками і біля доріжок скрізь цвіли різні квіти. Чистота й охайність відчувалися на кожному кроці. Там жили німці — колоністи, їхні ниви в степу відрізнялися серед нив українських селян своєю обробкою й врожайністю. Німецька колонія — її дбайливі, чепурні, охайні господарі — були носіями хліборобської культури. Сусіди-українці запозичали у німців досвід і багато з них теж робилися заможними господарями. Та надійшов час колективізації, розкуркулення, і проти німців-колонистів більшовицький удар був спрямований в першу чергу. За невеликий час старанні хлібороби-німці з свого села зникли. Частину з них було заарештовано одразу, а частину зіслано на загибель в далеких краях. У селі жодного німця не залишилось. І тоді без пильних господарів почало одразу занепадати й господарство. Більшовицькі керівники вселили в німецькі будинки українських селян, що за гіркої долі, створеної пануючою системою, опинилися в становищі колхозних невільників. У Кіндратівці було утворено два колхози, і вони нічим не відрізнялися від інших тисяч колхозів. Таке ж, як і скрізь, безладдя, безгосподарність, недбайльство, бо ні в кого не було ініціативи, не підіймалися руки, щоб прикладати їх до невільної, що не зацікавлювала, праці...». Далее в статье говорится о приходе немецкой армии и об организации и проведении в селе праздника по случаю вручения кондратьевцам документов на право владения по гектару приусадебного участка земли. С оригинальным текстом статьи можно ознакомиться на сайте «Провинции».
Воистину, неисповедимы пути Господни, посылающего нам из глубины веков такие жемчужины.
В.Березин.