Лариса Шепитько в моей жизни

Опубликовано moderator - Jan 17

Может, это прозвучит нескромно, но я, подобно Элему Климову, тоже могу сказать: в моей жизни была и остается Лариса Шепитько. Приведу несколько эпизодов, чтобы читатель понял, о чем это я.

Эпизод 1. Зима конца 80-х годов. Кинотеатр «Пионер» в Артемовске, сеанс повторного фильма. Уже не помню – почему и как попал туда (скорее, по инерции после «Андрея Рублева» Тарковского). Начался обычный фильм о войне – партизаны, немцы... Тем более черно-белый. И вдруг, постепенно замечаю, как мои руки больше и больше сжимают поручни кресла...

Это была абсолютно христианская история о борьбе добра и зла, высоте духа и низости предательства (недаром этот советский фильм получил призы Ватикана). Но от того, что происходило на экране, становилось натурально холодно и страшно. Навсегда запомнил сцену повешения – снятую глазами того, кого вешали. Вот откинулась табуретка и «поехали» ноги еврейской девочки, вот «поехали» ноги женщины, которая ее прятала, а вот «поехали» и «мои» ноги… Впервые после «приглаженных» фильмов о войне новое поколение увидело наиболее приближенную к реальности картину, увидела через чувства и эмоции.

Это было «Восхождение» и мое первое прикосновение к творчеству великого режиссера Ларисы Ефимовны Шепитько. А еще поразила музыка впервые открытого для меня Альфреда Шнитке, звучавшая в фильме.

Эпизод 2. Зашел в местную библиотеку и нашел единственную прижизненную брошюру о режиссере «Восхождения» с ее величественными и тонкими фотопортретами (недаром Ларису называли «наша Грета Гарбо»). И опять шок – «Родилась в небольшом украинском городке Артемовске». Но директор музея меня «обломал»: «Не радуйся, не в нашем Артемовске она родилась, а Луганской области». На всякий случай захожу в ЗАГС (благо, что был депутатом горсовета) и через 5 минут получаю справку: «Рождение Ларисы Ефимовны Шепитько зарегистрировано 6 января 1938 года Артемовским ЗАГСом».

Как это напоминает историю долгого неприятия Мордюковой в Константиновке! И, несмотря на противодействие музея и городских властей, мы таки провели в 1991 году в том же «Пионере» первый вечер памяти Ларисы на ее родине, встретившись до этого в Москве с ее мужем, режиссером Элемом Климовым. На сцене у экрана мы поставили ее портрет и зажгли свечу. Мы говорили о ней, посмотрели короткую, но пронзительную ленту Э.Климова «Лариса», показали «Восхождение» и слушали интервью, в котором, после получения приза за этот фильм на фестивале в Берлине, Л.Шепитько говорила: «Я хотела доказать, что мы не конечны и сделать это путем не мистическим, а абсолютно естественным… Я видела реакцию зала в разных аудиториях. Этот фильм воспринимался очень лично, не только как произведение искусства. На просмотрах было много эмигрантов. Я уходила с мокрыми плечами, потому что они устраивали массовые рыдания».

Эпизод 3. В 2001 году, к юбилею Артемовска, его мэр А.Рева решил снять фильм о городе. И, не побоявшись затрат, нанял для этого не простых телевизионщиков, а настоящих киношников из Москвы. Я немного им помогал, поэтому они пригласили меня в местную гостиницу «Украина», чтобы отметить успешное окончание съемок. Среди общего веселья, я вдруг поднял стопку и попросил всех помянуть Ларису Шепитько. «А при чем тут Шепитько»?” - опешили документалисты. «Да при том, что она родилась в нескольких метрах от места, где мы сидим», - ответил я

И на самом деле, до войны там, где сейчас «Украина», находился учительский институт, где преподавали родители будущего режиссера, а жили они в доме, стоявшем в его внутреннем дворе. Московским киношникам не надо было объяснять, кто такая Лариса. Они в буквальном смысле слова «упали в обморок» и затем включили рассказ о Шепитько в фильм.

Эпизод 4. Январь 2013. В честь юбилея, 75-летия со дня рождения, о Л.Шепитько написали «Донбасс», «Бульвар Гордона», московский канал «Культура» показал ее фильмы. В самом Артемовске было проведено скромное мероприятие в музее, куда пригласили и меня. Мы посмотрели фильм - новогодний концерт «В тринадцатом часу ночи», который разделил участь других фильмов Шепитько, при ее жизни так и не вышедших на экран. Но что, что было там запрещать – невинные песни французских рок-групп, как преклонение перед иностранщиной? Для меня приятным сюрпризом стало то, что на вечере выступали и участники того, 1991-го года, памятного вечера. Причем, одна девушка была тогда совсем юной, и вот надо же, в ее жизнь тоже вошла Лариса Шепитько...

Мы говорили о многих мистических моментах ее жизни. Она была у Ванги и та предсказала ей скорую гибель. Да и сама Лариса предчувствовала свой близкий уход. И еще мистический момент: от таблички с надписью населенного пункта на шоссе, где произошла автокатастрофа, унесшая жизни Ларисы и еще 5 членов съемочной группы ее последнего фильма, осталась надпись «…кино», видно, было какое-то «Мандрыкино». Вспомнили на вечере и то, что А.Довженко, который был учителем Л.Шепитько в последний год своей жизни, говорил ей, что «в ней он увидел всю красоту своей Украины».

Много чего хотелось бы рассказать о нашей землячке Ларисе Шепитько. Но лучше просто смотреть ее фильмы (всего 5 полнометражных, но каких!) и знать, что жизнь этого человека началась рядом с нашим место проживанием. Как и константиновки Нонны Мордюковой, как и метрдотеля из «Бриллиантовой руки» Александра Хвыли, уроженца Александро-Шультино. Которые, кстати, покоятся неподалеку от Ларисы – на Кунцевском кладбище в Москве.

В.Березин.