Повезло же Дружковке — она имеет свои поселковые советы, которых сейчас явно не хватает нашим Новоселовке, Червоному, Сантуриновке. Новоизбранный депутат одного из таких советов, Алексеево‑Дружковского, Евгений Шаповалов 15 декабря организовал в поселковой библиотеке мероприятие, на которое пригласил историков, краеведов, журналистов из Славянска, Дружковки, Константиновки.
Речь шла о создании книги об истории этого населенного пункта. Нам это особенно интересно, т. к. через эту историю можно хорошо понять, как развивался наш город и край. Ведь Алексеево‑Дружковка вплоть до 60‑х годов прошлого века входила в состав Константиновского района. А Алексеевка является одним из самых старинных населенных пунктов нашего края.
На встрече «патриархи истории Дружковки» Н. Швец и В. Качур рассказали о том, что именно здесь в начале 17‑го века был основан зимовник запорожских казаков и, скорее всего, главным в этом деле был казак Дружко. Но, как выразился константиновский историк И. Бредихин, «суча мати» царица Екатерина разгоном Запорожской Сечи изменила вектор нашего развития. До нее Россией здесь и «не пахло». Императрицу возмутило, что «эти бандиты-запорожские казаки стали землю пахать», поэтому она поломала на Украине все общественное устройство, раздав землю офицерам российской армии.
Интересными сведениями поделился краевед из Константиновки Н. Серов. Он много времени провел в областных партархивах, откуда почерпнул главное — история первых послереволюционных лет, гражданской войны в нашей области была искусственно перекручена. Кто знает, что в 1918 году здесь были украинские государственные формирования? А ведь в архивах сохранились документы с трезубыми печатями УНР украинских комендантов городов Донбасса. Советскую власть на наших землях народ отказывался принимать, поэтому ее насаждали террором.
С Алексеево‑Дружковкой связана, ставшая уже легендой, история расстрела 13 рабочих бутылочного завода. Именно в этом поселке был убит представитель государственного караула (варты), за что и поплатились рабочие.
Кроме того, сюда, на станцию Кондратьевка, красные привезли в 1918‑м дореволюционного директора Константиновского химзавода, где он и был расстрелян.
Участники встречи вспомнили, что украинизация, проведенная в 20‑х годах прошлого века под руководством М. Скрыпника на Украине, и в т. ч. Донбассе, на самом деле стала для сталинской верхушки возможностью выявить и уничтожить всех местных национал-патриотов. Типичный пример — уничтожение священника, служителей, старосты и даже участников хора Алексеево‑Дружковской церкви, которая в 20‑х годах перешла под протекторат украинской автокефалии.
Такой же тактической «украинизацией», проводившейся для последующей чистки самых активных украинцев, была, по словам одного из самых поразительных архивных изыскателей из Славянска Сашка Добровольского, политика фашистов во время оккупации Донбасса. Как это происходит с ним на каждой встрече, Сашко «вытянул из рукава» «бомбовские» факты. Он имеет достоверные сведения о том, что когда пришли немцы в Кондратьевку (так раньше называлась часть Алексеево‑Дружковки), то, благодаря усилиям громады, здесь была открыта украинская гимназия (директор которой Чайка основал здесь и «Просвiту»). Это учебное заведение входило в сеть, состоявщую из 49 украинских школ, созданных в Константиновском районе при немцах. Кроме этого, как в Дружковке, так и в Константиновке издавались две украиноязычные газеты. С. Добровольскому осталось только пожалеть о том, что сейчас украинская мова редко звучит в наших школах и появляется в печати.
Символическим финалом встречи стала демонстрация депутатом-краеведом Е. Шаповаловым оригинала рукописи книги «МОВА-НАРОД» выдающегося алексеево‑дружковца Олексы Тихого. Эти скрепленные в папку несколько десятков печатных листков О. Тихий вручил на хранение одному из таких же репрессированных, как и он сам, патриотов — Я. Гомзе, жителю села Очеретино. Вручил перед последним арестом и гибелью. Ярослав Гомза передал эту бесценную работу для ознакомления участникам встречи.
Евгений Шаповалов закончил мероприятие словами, что настоящую историю своего края нельзя написать под указку ни партийного босса, ни олигарха. Только сами члены громады могут собрать и сберечь сведения о своем поселении, чтобы они достались их детям и внукам, чтобы они не были манкуртами — людьми, утратившими память.
В. Березин.