Через год с небольшим наше славное газовое управление отметит «золотой» юбилей. Понимая, как дорого «голубое топливо» и история его победного шествия по городу и району нашим константиновцам, мы расскажем в цикле публикаций наиболее интересные моменты этого 50‑летия. Без малого 40 из них прошли на глазах автора этих записок — Валерия Козакова, нашего давнего нештатного сотрудника, человека с творческой жилкой и бьющей ключом энергией.
Автомобиль строительной службы 70‑х годов
Улица Ленина — центральная и главная в прошлом улица города, — делит собой его на две приблизительно равные части. Когда‑то оживленная и многолюдная, она стала невостребованной, запущенной и заброшенной в той части, которая считалась историческим центром. Останки некогда процветающих предприятий усугубляют угнетающее впечатление. И кажется, что жизнь отсюда уходит потихоньку, чтобы уже никогда не возвратиться.
В тишине деревьев укрылся от летнего зноя дом № 232. Теперь не каждый знает, что здесь в середине шестидесятых располагалась контора «Константиновгаз» — шумная, деловая, нужная. Последовал бурный рост газовых коммуникаций. К началу семидесятых штат сотрудников был меньше на несколько порядков от нынешнего, а реализовывалось газа гораздо больше. Газ стоил недорого, его не воровали, платежи были стабильными. Это уже совсем недавно появились заумные термины: несанкционированный отбор, коммерческие потери, еще немного и копейку назовут «монета достоинством в одну копейку»… В конторе числилось 5 единиц автотранспорта, взятых в аренду в Коммунтрансе. Начальник горгаза ездил на мотоцикле. В здании не существовало комнат психологической разгрузки, спортзала с тренажерами, ни даже сауны. Служба охраны с камерами слежения и спецсредствами также отсутствовала. Хозяйство горгаза сторожила беспородная собачонка, которой под настроение ничего не стоило в один момент превратить штаны начальника в морской клеш.
В годы так называемого застоя шла интенсивная газификация города и района. Здесь помощь горгазу оказывали различного рода СМУ и РСУ. Эффективно работала собственная строительная служба — воистину кормилица всей конторы. Объемы работ были существенными, зарплата рабочих стройслужбы приравнивалась к зарплате первых руководителей. Возле сварщиков постоянно дежурили такси — спецы заказывали кильки только в ресторанах. Использование расходных материалов допускало наличие совести у этих людей, но этого частенько не случалось, и ответственность несли другие, часто посторонние и честные, люди. За исключением нескольких порядочных работников, здесь уже давно и безраздельно правит его величество «чистоган».
На протяжении нескольких десятилетий горгаз мучил один существенный недостаток. Это не отсутствие комнат приема пищи с тамбуром или без оного, ни дефицит вазы для червонцев опоздавших на оперативное совещание. Отсутствие проектного бюро — вот что связывало горгаз и абонентов по рукам и ногам. Заезжие проектанты были нарасхват, их ждали, их упрашивали. Теперь этот пробел устранен. Действительно, — лучше позже, чем никогда.
Мотоцикл начальника забыл об отдыхе, ведь благодаря Яве, глава конторы везде поспевал вовремя: и на совет директоров, и на оперативку в исполком, и т. д. Регулярно беспокоясь о работе безопасности, он развозил контрольные «фишки» по газовым колодцам и требовал систематического отчета и сдачи этих фишек. Неисполнение проявлялось в наказании.
Свое кредо начальник не скрывал: соответствующие органы могут заняться лишь тем, кто употребляет коньяк, а не самогон, и последний он считал своей презумпцией невиновности. Как он заблуждался!
…В начале судебного заседания, еще оставаясь начальником горгаза, он командным голосом удалил из зала пришедших поглазеть в рабочее время сотрудников конторы. Последние дружно повалили из зала суда от греха подальше. Судья и прокурор удивленно переглянулись. Суд не принял во внимание гастрономические чувства начальника и определил ему 6 лет мест не столь отдаленных с конфискацией мотоцикла и другого личного имущества.
В горгазе появились новый начальник и главный инженер, начался отсчет нового времени — но об этом позже.
Наступала золотая осень 1972 года…
В. Козаков. Продолжение следует.