Есть у меня друг Дзендзик (не путать с персонажем львовских анекдотов Дзеником). Я каждый год летом стараюсь ездить к нему в гости. Он очень гостеприимный и я всегда остаюсь доволен таким летним отдыхом. Не буду «держать интригу» и расшифрую: недавно мне опять удалось вырваться из асфальта-бетона и отдохнуть на Белосарайской косе в районе заповедника «Дзендзик». Судя по скудным данным, это слово обозначает «шпиль песчаной косы», т.е. ее оконечность. На Белосарайке так называется участок Национального природного парка «Меотида». Обычно в 5 утра я совершал прогулки по косе, наблюдая за колоссальным по количеству и разнообразию птичьим базаром. И каждый день открывал для себя что-то новое. Так повелось, что дни я называл по имени наиболее запомнившихся птиц: День сорокопута, сыча, баклана, пустельги, удода, цапли, луня, коноплянки, крачки, лысухи, пеликана, чайки-хохотуньи. Чтобы не утомлять читателя, сделаю выборку моих дней у Дзендзика.
День сыча
Его, такого маленького и толстенького, я увидел на жердочке прямо над курятником. Он нагло наблюдал за курами, а особенно за цыплятами.
Море было еще холодноватое — 23-24 градуса. Но пляжи переполнены. Говорят, что крымчане завидуют пляжам Одессы. Пусть посмотрят, что творится на этой косе.
Мы остановились у знакомых, да и подвезли нас приятели, а еще и еды набрали полные сумки. Так что расходы по минимуму. Но, вообще-то, от 100 гривен за человека в день здесь можно найти довольно приличные апартаменты. И цены на продукты не кусаются.
С каждым послевоенным годом народу здесь больше в разы. По-прежнему много донецких и с оккупированных территорий. Их сразу можно узнать по затравленным, перепуганным взглядам, когда входишь в столовую или кафе. Такое впечатление, что они смотрят на тебя, как на человека высшего сорта. Несчастные, а ведь и в России они «низшая раса». Чего добились, где эта «донецкая гордость»?
Отдых-отдыхом, а телефон от звонков читателей не остывает. Звонили, благодарили за материал о том, что надо сокращать замов в исполкоме. Особенно это понравилось Новодмитровскому сельскому голове. Так что власти Константиновки должны понимать последствия объединения с близлежащими селами.
День удода
Это такие коричнево-пестрые птицы с хохолком, по величине с голубя. Встречаются здесь часто. Интересно, что по украински — «одуд». А, например, иволга — «вывильга». Странно.
Хотя стриж украинской куда более красивей — серпокрылец! А маленький сокол — пустельга, так вообще — боревитер!
Я просыпался с рассветом и бегал по берегу моря на край косы, к заповеднику, где птиц наиболее много. А также осматривал острова и затоки лимана, что расположены со стороны Ялты. Иногда ко мне присоединялись соседи по нашему дому с детьми. Объяснял им полезность таких экскурсий не только с точки зрения зарядки для тела и познания природы родного края. Это великолепная зарядка для глаз, особенно нужная детям и молодежи, «не вылазящим» из гаджетов — от мобилок, планшетов до плазм. Мышцы глаз, работающие на дальность зрения, атрофируются. Поэтому голубятники никогда не носят очков. И в точке в небе определят, что это за птица. Идёте с детьми по улице — рассматривайте пернатых. Услышали чье-то пение, — поищите с ними источник в кронах деревьев. Весь мир сейчас занимается этими увлекательными упражнениями и называется это популярное хобби, орнитологический туризм — «бердвочинг» (birdwatching). Я давно предлагаю организовывать такие прогулки в детских садах, но пока безрезультатно.
Звонки из Константиновки были шокирующими — в доме у лидера чернобыльцев В.Кабанца был обыск и нашли гранату. Я попытался дистанционно поднять общественников на заявление по этому поводу. В нём предлагал сказать, что если он нарушил, то должен ответить по закону; но по тому, как ведут себя наши правоохранители — доверия им нет. И привести факты — почему нет. Однако, активисты меня не поддержали.
Говорят, что лучше без лишнего шума — меньше дадут. Но почему? Завтра же с каждым может случиться...
И хотя руководитель областной полиции заявил, что по данным канадских исследователей 40% жителей Донетчины доверяют полиции, у меня в этом большие сомнения.
День чайки-хохотуньи
Этот хохот можно было слышать повсюду. И вообще, здесь необычайное разнообразие чаек и более мелких крячек. Интересно, что названия многих из них связаны с внешностью: черноголовые, желтоногие и т. п. Особенное наслаждение получаешь, когда плывешь на спине, а над тобой медленно пролетает это чудо природы и ты можешь рассмотреть каждое крылышко.
Разговорился с соседями по дому из Донецка. Это таксист и работница горисполкома. Они ненавидят «эту дыру». Особенно супруга, которая потеряла «блатную» работу в отделе реестра избирателей. Это самый независимый от властей отдел. Как она рыдала, когда я рассказывал, что у нас эти структуры работают. Ей год до пенсии. И с каким удовольствием они отвечали мне «Дякую», на моё «Смачного». Единственно, с кем я не был полным единомышленником, так это с их сыном. Это бывший (а может и настоящий) ГАИшник. Он как бы за Украину, но против «избиения беркута на Майдане». Но согласился, что Небесная сотня стала для настоящих украинцев святой.
Кстати, эта семья вначале пыталась отдохнуть на Кривой косе в Седово (под оккупацией). Но, говорят, «там такое грязище»...
День баклана
Что-то типа летающего пингвина. Говорят, что они иногда долетают аж до нашего Клебан-Быка. Не видел, и вообще, так близко их видел только здесь. Представьте — на рассвете горизонт над морем неожиданно начинает шевелиться, разбиваться на мелкие точки и подниматься, образуя клинья. Это тысячи бакланов возвращаются на косу с ночного «дежурства» в открытом море. Здесь, в укромных местах, они расправляют и сушат свои крылья, отдыхают. Правда, птица, говорят, наглючая. Там, где она появляется, пропадает вся живность. Да еще и гадит в неимоверном количестве.
Этот звонок меня просто убил — «за наркоту закрыли Падалку». Похоже, что таким образом закончилась эпоха в городе этого странного общественника, которого я называл Интернет-терминатором. Это феномен, с которым никто не знал, что делать и как к нему относиться.
И опять — если он нарушил и суд это признал, он должен ответить по закону. Но странным образом получается, что «выбиты» самые неуёмные и буйные. Я снова пытался организовать обращение по этому поводу, даже диктовал его по телефону, но активисты не поддержали. Одни говорили, что против наркотиков (будто я — за), другие, что лучше промолчать, чтоб ему не навредить.
Вспомнилось поведение наших правоохранителей по отношению к ветеранам АТО, бойкотирующим «торговлю на крови» — сопровождение титушек, неадекватные действия и т. п. Никакие реформы, аттестации никогда не изменят их сущность, если снизу общественность не будет контролировать и влиять на полицию, прокуратуру, суды, налоговую и т. п. Поэтому сейчас в каждом городе и селе они ведут себя по разному — в зависимости от уровня активности громады.
Вечером позвонили из Константиновской прокуратуры, попросили зайти. Позавидовали, узнав, что я на море. Я посоветовал им чаще смотреть за окно — тренировать на птицах глаза. Тем более, что у них под крышей живет великолепная пустельга — маленький стремительный сокол, который устраивает «сафари» на голубей.
День пеликана
Пеликана на косе я так и не увидел. Хотя, говорят, они иногда сюда залетают. В Азовском море это самые крупные и редкие птицы. Рыбаки мне говорили, что видят их часто, но думаю, спутали с бакланами. Раньше, когда рыбы было больше, они тут даже гнездились. Сейчас по утрам много рыбаков на лодках, люди ходят по берегу с сачками, выцеживая из ракушечника креветок, отдыхающие ловят пеленгаса и бычка на удочку. Но масштабы, конечно, не те, что были раньше. Для меня индикатор чистого моря — рачки, которые щекочут пальцы на ногах, когда выходишь на берег. Сейчас это редкость. А нет питательной среды — нет и рыбы. Поэтому, самый дешевый бычок по 2.50 грн за штуку.
Вечером звонили жители Червоного, благодарили, что уже целый день нет запаха и что в этом наша заслуга. Эх, если бы все вместе работали — власти, общественность, контролирующие структуры, то смогли бы добиться того, что было с радиацией 10 лет назад. А так…
День луня
Болотный лунь — крупный ястреб, который является вершиной пищевой цепочки. Он красиво парит над орущим птичьим базаром. И зорко отслеживает всех больных и зазевавшихся птиц. Это точно, как общественность и правоохранители.
А новости из Констахи продолжали поступать сногсшибающие — на председателя «Комитета защиты транспортных прав граждан» Павла Руденко тоже завели уголовное дело по факту вымогательства. Якобы он вымогал деньги с владельцев магазина «Барвинок» на Нулевом, в котором его обсчитали. Но до этого по инициативе Руденко этот магазин был оштрафован за обсчитывание. И до этого Павел Иванович подал в суд на руководителя участковых города. Поэтому вопросов это дело оставляет много...
Здесь уже смысла нет в обращениях. Поезд, как говорится, прошел.
Хотя, по моему мнению, эти дела должны быть под контролем уполномоченного по правам человека.
Отмечу, что те, кто занимается общественной деятельностью, а еще и правозащитной, конечно же, сами должны быть кристально честны. Для меня идеалом в этом смысле всегда есть Андрей Дмитриевич Сахаров, с которым судьба меня свела в последний год его жизни. И если ты уж вышел на такую стезю, то, как боксер, будь готов «получать под дых».
Многого я так и не успел сделать на этом отдыхе. Например, так и не дочитал книгу о киборгах «Аэропорт» Сергея Лойко. Зато осилил целый «роман о себе» — книгу моего старого бахмутского приятеля Виктора Шендрика «91-й или путь в бронзу». В ней, действительно, один из главных персонажей Владимир Дубинский «списан» с меня, когда мы с демократами в Артемовске (Бахмут), в одной команде с вечным мэром А.Ревой свергали коммунистов.
Также. увы, так и не выучил все слова песни украинских повстанцев «Лента за лентой». Ничего, в следующий раз…
Владимир Березин