Эта тема, конечно, крайне сложная и чрезвычайно болезненная. Закрытие школы в городе – трагедия, а для села – катастрофа. Но, как говорится, дотянули: 27 апреля депутаты на сессии Константиновского районного совета проголосовали за перепрофилирование в дет. сады, оптимизацию, а по сути за ликвидацию школ в Александро-Шультино, Куртовке и Николаевке.
Однако, вначале все ожидали акцию протеста родителей и детей Ильиновской громады за то, что район не выделяет им школьный автобус. А.Оносов об этом сказал: «У них еще хватает совести делать забастовки и поднимать такие вопросы, после того как позабирали себе всё новое! У меня душа кипит - это ниже человеческого достоинства! 690 детей подвозим мы, а Ильиновка всего 290!». Но акция почему-то не состоялась. Мы встретили обиженных телевизионщиков, которые пришли по приглашению – а никого не было. Они потому и на сессию не пошли. А напрасно – эмоциональные картинки в этот раз «зашкаливали».
Денег нет, но вы... премируйте!
Если говорить о причине закрытия школ – нехватке средств, то отметим, что перед этим на сессии депутаты единогласно проголосовали уже за традиционное решение – о премировании «на полную катушку» за отличную работу руководства районного совета. Напомним, что согласно декларации доходов, за 2016 год председатель райсовета А.Оносов получил зарплаты и премии 200449 грн, а уже за 2017 – 326013 грн. Его заместитель Л.Степаненко, соответственно, 161800 и 267919 грн. При этом надо учесть, что, А.Оносов, будучи пенсионером, пенсию тоже получает.
Однако, вначале все ожидали акцию протеста родителей и детей Ильиновской громады за то, что район не выделяет им школьный автобус. А.Оносов об этом сказал: «У них еще хватает совести делать забастовки и поднимать такие вопросы, после того как позабирали себе всё новое! У меня душа кипит - это ниже человеческого достоинства! 690 детей подвозим мы, а Ильиновка всего 290!». Но акция почему-то не состоялась. Мы встретили обиженных телевизионщиков, которые пришли по приглашению – а никого не было. Они потому и на сессию не пошли. А напрасно – эмоциональные картинки в этот раз «зашкаливали».
Когда затраты превышают общеукраинские в четыре раза!
Официально это звучало так: «З метою удосконалення та оптимізації мережі закладів освіти району, створення умов для здобуття дітьми якісної освіти, продовження роботи з оптимізації мережі загальноосвітніх закладів, Районна рада вирішила: змінити назву навчального закладу (соответственно Александро-Шультинского, Куртовского и Николаевского НВК)… на заклад дошкільної освіти, затвердити у новій редакції Статут закладу дошкільної освіти, затвердити комісію з приймання-передачі будівель та споруд, майна».
Нам показалось это фантастикой, но никто из жителей Шультино и Николаевки не пришел и не выступил в защиту своих школ. Но скорее всего, здесь была грандиозная работа со встречами, разъяснениями и согласованиями. Причем, многое легло на хрупкие плечи недавно назначенной на должность начальника районного отдела образования Н.Костомаровой. Представляем, что ей пришлось выслушать на родительських собраниях, сельских сходах, депутатських комиссиях. Главное, что везде был озвучен четкий алгоритм: детей не бросаем, а наоброт – они будут получать более высокое качество образования в шикарных, известных своими победителями на конкурсах и олимпиадах Иванопольской (куда переедут дети из Шультино), Новодмировской (из Николаевки) и Кондратьевской (из Куртовки) школ.
Интересно, что в Александро-Шультино пошли дальше, здесь планируется и детсад из громоздкого (на 192 человек!) школьного здания вывести. Местные владельцы сельхозпредприятий высказали желание помочь в приобретении частого дома, в котором и открыть небольшой, но уютный детсадочек. Это трудно себе представить, но на одного школьника в Шультино до недавнего времени тратили в год 48 тысяч гривен, при общерайонном показателе 22 тысячи, а общеукранском – 11 тыс. грн!
Тяжелые вздохи Штанько
Тем не менее, что в этом здании бывает крайне редко, три депутата воздержались от голосования, а целых два даже были против. Это два руководителя крупных хозяйств - СООО «Артема-9» А.Штанько и директор СООО «Урожай» (что в соседнем от Куртовки с.Осыково) О.Федорова.
Последняя выступила с пламенной речью: «У меня один вопрос ко всем присутствующим – кто хочет, чтобы в его селе закрыли школу? Никто, здесь сидящий, за это никогда не проголосует. Власть, которая экономит на школах, будет вынуждена строить тюрьмы! Изыскивать на школу деньги - наша прямая и законная обязанность! Не понимаю – почему молчат производители. Не будет школы, не будет молодых робочих!». Затем Ольга Сергеевна прочитала стихотворение, специально для этого случая написанное известной поэтессой Н.Штанько о том, что можно даже "среди волчьей стаи не выть по волчьи", не поддаваться искушению "купюр зеленых", а оставаться человеком - "светить и греть и ничего другого"
На что среагировал А.Оносов: «А что Вы можете предложить, кроме стихов?». «Сколько, 50 тысяч? – ответила депутат. - Могу дать без проблем. Но дело не в этом. Мы здесь сидим, красивые отчеты слушаем, массу денег распределяем и, получается, прекрасно живем! И вдруг, на этом фоне закрываем школы. Как на этом можно экономить?».
В ответ голова райсовета успокоил, что школьники только выиграют от качественного обучения, нормального питаним и подвоза.
«Нема школи – нема села», - после голосования тяжело вздохнул А.Штанько.
Куртовку «кинули» хоккеисты
Наибольшие дебаты были по закрытию Куртовской школы. «Если с начала децентрализации нам дали деньги, то затем на плечи районного совета переложили содержание школ – всё, кроме зарплаты педагогам, от оплаты коммунальных услуг до зарплаты техперсоналу, - объяснял А.Оносов. - Поэтому на куртовскую школу, где всего 22 ребенка учится из Куртовки, остальные 33 - из Дружковки, у нас нет денег и, не найдя их, мы новый учебный год не имеем права начинать. Мы обсуждали проблему со спонсорами, которые хотели помочь – хоккейным Клубом «Донбасс». Они пообещали, но больше не являлись…».
Немного сгладила остроту вопроса голова райгосадминистрации Н. Виниченко: «Ми домовились - якщо до 1 червня представники підприємств, які бажали допомогти, але нічого не зробили, перерахують на школу 150 тисяч гривен, то в червні райрада збере позачергову сесію і відмінить рішення. Ми згодні далі співпрацювати».
Против закрытия школы выступил голова Кондратьевского сельсовета, куда входит и Куртовка, Б.Погребной: «Я наблюдаю с большим сожалением, что здесь происходит. На сегодняшний день наша куртовская школа на 120 посадочных мест с дошкольниками имеет 91 ребенка! Я прошу депутатов не принимать кардинальних решений. Ситуация в Куртовке серьезная. Из 315 проживающих там человек всего 70 достигших 18 лет. Без школы не будет села! Сельсовету нужные деньги, но собрать их сложно. Надо 1,5 млн грн, а у нас всего бюджета 1,27 миллиона. Мы даем 200 тысяч гривен. Но будем еще искать». Присутствующие директор школы и родители заявили, что готовы сами решить вопрос подвоза детей.
Н.Виниченко добавила: «В мене не менше суму в душі. Але, коли ми з цім вирішили йти до депутатів, то розуміли, яку відповідальність беремо на себе. Відповідальність за те, що 1 січня 2019 року не включимо опалення, а техперсонал не отримає грошей. Ми відповідаємо за той бюджет, який є. Вдячні райраді, що у нас були 10 млн грн, але ми їх вже майже «прожили».
Ми сподіваємося, що до кінця року зберемо ще 12 млн грн, але на цій час – ні сільські, ні районна рада не мають перевиконання бюджету. Тому ще в цьому вересні у нас стануть проблеми виплат зарплат, придбання медикаментів, соціальній допомозі та інше. І тоді у прокуратури встануть перед нами питання – чому ми цього не виконуємо. Емоції є у кожного і не так легко буде далі жити з цим судьбоносним рішенням.
Але в цій школі більшість дітей з Дружківки, яка жодної гривни не дає і не планує на її утримання. Наповнюваність класів – 8,8 учня! Тим паче дві школи в одній сільраді можуть позволити собі лише багаті бюджети, а у нас – мінус 10 млн грн. На безкоштовне харчування та підвіз сільські голови заклали гроші. Але кіндратівський обіцянки не виконує. На жаль до нас в район не йдуть крупні інвестори, економіка наша нульова, тому у нас таке життя, тому ми, як господарі, маємо рахувати свої кишені». Голова райсовета завершил обсуєждение: «Перед закрытием школ мы должны еще выделить около 100 тысяч гривен на реконструкцию системы отопления, чтобы не отапливать всё здание». Депутаты проголосовали за фактическое закрытие всех трех школ.
СССР, оказывается, заканчивается
Итог дискуссии и всей сессии подвел голова Софиевского сельсовета В.Ярошевич: «Я выучился в школе, куда меня подвозили. Не надо этого бояться. Если родители хотят дать ребенку достойное образование, они это понимают!
Сейчас только 400 тысяч гривен мы из сельсовета выделяем школе на уголь. Еще 200 тысяч на подвоз и питание. Когда сельских голов собирали в Дружковке для объединения, то все согласились, что село будет жить тогда, когда тут будет работа! В нашей сельраде две школы, где по 20 и 30 школьников не наберется. Как это содержать? И спонсоры уже не те. Обратился в АПК «Инвест», там сказали, что помогают только Дружковке и Константиновке. Я не улыбаюсь, голосуя за эти решения, я понимаю, что это ждет и нас. Это не в нашей власти, потому что нет денег. И каждый должен своим детям дать наилучшее образование!».
Слово «агония» в этом случае, конечно, нельзя применять. Идет перерасчет денег и, хотя и простое, но всегда болезненное изменение административно-территориального устройства, формирование объединенных громад, создание новых укрупненных районов (предварительно уже оговаривают, что наш район и город войдут в Бахмутский повіт, который сформируют на базе одноименного госпитального округа). Но это реальная агония старой СССРовской системы, когда никто ничего не считал, а государственные средства умыкнуть считалось чрезвычайно грамотным и почетным.
В.Березин.