На войну уходил молодым,
А с войны возвратился седым.
Что ты сделала с нами, война?
Седина ты моя, седина!
Эти трагические слова из любимой фронтовой песни нашего земляка, воина Великой Отечественной войны Петра Павловича Нарижного. В тяжких муках он умер вскоре после дня 65-летия Победы. Солдат долго ждал этот праздник, готовился к нему. Но крепкая душа искалеченного воина не смогла защитить его от смерти. Земные силы Петра Нарижного угасли. В последние дни своей жизни солдат Второй Мировой завещал вспоминать о нем и его побратимах в день Победы, в дни освобождения Донбасса и Константиновки от немецко-фашистских оккупантов.
Петр Павлович Нарижный ушел на войну юношей в 1943 году, на второй день после освобождения Константиновки. Его зачислили в 59 гвардейскую, Краматорскую орденов боевого Красного Знамени, Суворова и Богдана Хмельницкого стрелковую дивизию третьего Украинского фронта. Был бойцом, а вскоре — командиром взвода. Горячий, смелый, неудержимый Петр Нарижный не жалел себя в боях ради Победы. Ранним утром в феврале 1944 года при штурме города Запорожья, когда командир взвода П.Нарижный повел своих солдат в атаку, рядом с ним разорвался немецкий снаряд. Взводный пришел в себя в медсанбате. У него не было левой руки, были ранения в ноги, грудь и голову. Солдат выжил и не стал на колени перед своим горем.
Он работал до ухода на пенсию в заводе «Автостекло». Занимался спортом, участвовал во Всесоюзных соревнованиях воинов-ветеранов Великой Отечественной войны. Бегал на различные дистанции, был метким стрелком, поражая мишени оружием, которое крепко держал в своей единственной правой руке. На спортивных соревнованиях завоевал много наград и кубков. В соревнованиях кинологов воспитанная им служебная собака завоевывала призовые места и медали.
Все печали и радости Петра Нарижного делила с ним обаятельная и талантливая спутница его жизни Марина Вадимовна.
Святым своим делом фронтовик Петр Нарижный считал повседневную работу по укреплению мира на земле и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Безотказным другом в этом деле была песня П.Нарижного. Он обладал редким даром исполнения, присущим только ему. Сильный, мужественный голос Петра Нарижного перешел к нему по наследству от певучих предков. Песни солдата никого не оставляли равнодушным. В репертуаре израненного фронтовика огненным, кровавым лейтмотивом звучали песни военных лет: «Седина», «Шинель», «Темная ночь», «В землянке», многие другие, а также мои — навеянные мне дружбой с этим несгибаемым человеком. Среди них — посвященные П.Нарижному: «Баллада о солдате» и «Донбасс».
У песни «Донбасс» биография особая. Она написана в 2004 году в период подготовки к 60-летию Великой Победы. Ветераны войны, проходившие курс лечения с П.Нарижным в госпитале поселка Марьинка Донецкой области, попросили написать песню о Донбассе со словами шахтерского поэта Павла Беспощадного: «Донбасс никто не ставил на колени, и никому поставить не дано» - и найти к ней мелодию военных лет. Написав песню «Донбасс», я предложил П.Нарижному для нее мелодию песни «Три танкиста» композиторов Дмитрия и Даниила Покрасов. Песня живет, но ее текст сегодня опубликован впервые.
Воину Великой Отечественной войны
П.Нарижному
Донбасс
Шахтерский край,
Могучий, откровенный!
Завет отцовский
Знаем мы давно:
«Донбасс никто
Не ставил на колени,
И никому поставить не дано!»
В огне боев
И в угольных забоях
Шли земляки
На подвиг много раз.
Донбасс всегда
Мужское держит слово -
И не утратил мужество Донбасс.
Сломить Донбасс
Фашисты не сумели -
Он не поднес им
Хлеб на рушниках.
Лишь перед Богом,
Ставши на колени,
Донбасс чтит павших
В шахтах и боях.
И будет в судьбах
Новых поколений
Характер наш
Донбассовский стальной:
Донбасс никто
Не ставил на колени,
И никому поставить
Не дано!
Баллада о солдате
Упал солдат на поле боя
Весной последней фронтовой.
Смотрел он в небо голубое -
Как журавли спешат домой.
В последний раз он видел солнце,
Деревню вспомнил у пруда.
И знал солдат, что не вернется
С войны домой он никогда.
А мать седая возле хаты,
В косынке выцветшей своей
В слезах молилась за солдата,
Заслышав в небе журавлей...
Лежал солдат на поле боя
С пробитой пулей головой, -
А небо было голубое,
Вел журавлей вожак домой.
Земля, слезу росой рассеяв,
Из трав венок ему сплела;
За то, что он пахал и сеял,
Солдата крепко обняла...
К победе с боем шла пехота
Крутой судьбою фронтовой,
И никому из его роты
Не довелось прийти домой.