Окончание. Начало в №№ 20, 21.
Херсонес Таврический и подземные города
Крым наполнен не только достопримечательностями природного свойства. Одновременно это мекка для людей, интересующихся историей. Древние греки колонизировали ЮБК еще 2,5 тыс. лет назад. Они оставили после себя великолепные памятники цивилизации, которые со временем раскопали археологи. Херсонес (развалины которого, кстати, изображены на старой банкноте в 1 гривну) начали реставрировать с 19 века и постепенно он превратился в музей под открытым небом. Ходить по античным и средневековым улицам можно часами, что мы и сделали — один раз самостоятельно, а потом прибились к экскурсии. Ставить палатку в черте Севастополя показалось как‑то неуместно, поэтому договорились со сторожем местной археологической станции и целых две ночи ночевали как короли на настоящих кроватях. Заодно походили по развалинам вечером, когда туристы уже покинули древний город и, чего греха таить, насобирали черепков византийской эпохи с затейливыми иероглифами.
В нескольких километрах от Симферополя находится не менее интересные исторические объекты — знаменитый Инкерманский подземный монастырь и катакомбы, вырубленные прямо в скалах. Монастырь вплоть до конца 1980‑х находился в полном упадке, и лишь недавно Православная церковь привела его в надлежащий вид. Сложно поверить, что в этих холодных скалах издавна селились отшельники и монахи. А в женский монастырь нас не пустили. В какой‑то степени это компенсировалось экскурсией по подземному городу и фотографированием на фоне знаменитых скал, изображенных на этикетках инкерманских вин.
Гора Ай-Петри и водопад Учан‑Су: конец приключений
Закончить путешествие мы решили все же в горах. Доехали до Ялты, а затем поднялись по канатной дороге до горы Ай-Петри, откуда открывается впечатляющий вид на Большую Ялту. С этого места 4 часа ходу до очень красивого водопада Учан‑Су. По меркам столь опытных туристов, какими мы стали через неделю похода, это немного. Однако, именно здесь пришлось впервые столкнуться с немалыми трудностями. Резко испортилась погода — пошел дождь, а тропу заволокло густым туманом. Выручили карта и навигационная система Джи. Пи. Эс, что наглядно показало, насколько серьезно нужно относиться к экипировке.
Внизу обрыв глубиной 700 м, но на что не пойдешь ради кристально чистой воды.
Некоторые советы для новичков
По окончании похода мы сделали важные выводы по части снаряжения.
Его неправильный подбор может, поистине, изгадить путешествие. Во-первых, нужен анатомический рюкзак на 80‑120 литров. Рюкзаки советского образца (т. н. «колобки») очень неудобны, при одинаковом весе они дают в 2 раза большую нагрузку на мышцы. Кстати, не следует перегружать рюкзак, беря из дома столько еды, будто вы собираетесь на необитаемый остров. Достаточно 3‑дневного запаса тушенки и круп, а, например, рыбные консервы и сгущенку можно купить в любом населенном пункте. Нужны каримат (коврик из полипропилена), хорошая палатка современного образца, т. к. классическая «брезентовка» при сильном ветре продувается насквозь. Даже удивительно — как в советские годы альпинисты ходили с такими на продуваемый всеми ветрами Эльбрус. Хорошо прибавить к снаряжению «полезные мелочи», которые при некоторых обстоятельствах уже таковыми не кажутся. Например, у москвичей мы видели т. н. «цепь» — аналог бензопилы: 2 минуты и сухое дерево повалено. В общем, как отнесетесь к экипировке, такой и отдых.
Люди, которые нам встретились на пути
И, наконец, отдельной темы заслуживают люди, которые встретились нам на пути. Вполне понятно, что большинство из них чем‑то примечательны, т. к. серые личности в горы не полезут. Очень приятным для нас фактом явилась традиция здороваться на тропах и стоянках со всеми незнакомцами, при этом принято улыбаться. Вполне понятно, что в случае экстремальной ситуации каждый путешественник придет на помощь, не говоря уже о предоставлении консультаций по особенностям маршрута. Говорят, что такая черта характерна для людей, работавших на Крайнем Севере и в Сибири. Когда на тропах здороваются совершенно незнакомые люди, остро ощущаешь ностальгию по умирающей культуре человеческих отношений.
Любопытный и немного курьезный эпизод произошел в окрестностях горы Чатыр-Даг. На склоне, по которому поднимались участники нашей группы, отдыхал парень в экипировке спелеолога. Подойдя поближе, мы заметили вертикальную пещеру, зияющую могильной чернотой. Каково же было наше удивление, когда из зловещего лаза уверенно выскользнула молодая худенькая девушка с эффектным налобным фонарем и увешенная альпинистским снаряжением. «Дытына, сколько ж тебе лет? — поинтересовался один из наших, — наверное 14?» «Уже 16!» — гордо ответила она. Как выяснилось, их команда прибыла из Ровно. Лазить по отвесным стенам пещер для них все равно, что для нормального человека отправиться за грибами.
Заканчивая путешествие, мы поняли, что встретили массу интересных и сильных людей, но увидели только малую каплю чудес удивительного Крыма. А значит… Через год — снова в путь. Ведь прошедшие через пеший поход уже никогда не потратят свой отпуск на вялое лежание на пляже или диване. Их всегда будет притягивать восторг покорения горных вершин, преодоление перевалов и ветер, сбивающий с ног.
Они называют это — Свобода.
Р. Кривов, А. Воинов.