Месяц назад мы рассказали о геройском поступке Александра Стативы с Молочарки, который после боя у телевышки поздним вечером 3 мая вывел из оккупированной ДНР-овскими боевиками территории небольшую колонну бронетехники ВСУ с бойцами спецназа. Точнее, рассказал сам Александр. Но оставалась какая-то недосказанность вокруг событий того майского вечера. Единственный серьезный бой за все четырехмесячное безумие сепаратистской «народной республики» — начиная от «защиты» памятника Ленину местными «топазами» в балаклавах, внезапной «материализацией» вооруженных до зубов «зеленых человечков», и заканчивая их последышами, разливавшими «коктейли молотова» под стенами исполкома... Бой, вокруг которого до сих пор ходят слухи, которые не стоит повторять.
Тот самый боец на том самом месте
И вот — невероятное. 8 декабря на сайте Цензор.нет. появляется этот материал — рассказ командира спецназовцев, участвовавших в том бою. Спустя два дня после праздника Вооруженных сил Украины, которые теперь у нашей страны есть.
О том, как разворачивались события, со слов командира подразделения написали блогеры ibigdan и a_s_k_e_t
«3 мая 2014 года, рядом с городом Константиновка, на территории местной телевышки произошло, выражаясь военным языком, незапланированное боестолкновение между боевиками "ДНР" и отрядом украинского спецназа. Что это был за спецназ — альфа, бета, гамма, зета или какая иная буква, история в нашем лице умалчивает. Мы (ibigdan и a_s_k_e_t) сидели в небольшой комнате в одном из домов Краматорска и слушали рассказ командира отряда об этом бое", — написали блогеры, разместив свои фото и фрагменты записей видеокамер ретранслятора, зафиксировавших происходящее.
Дальше они пишут, что их пост будет особенно полезен тем «шапкозакидателям, которые постоянно кричат, что в то время нам надо было навалиться и взять Луганск и Донецк за один день.
«Если наш элитный спецназ только учился воевать, что же говорить про другие части?», — спрашивают они, переходя, собственно, к самому рассказу командира. Приводим историю целиком.
«Итак, 3 мая 2014 года отряд спецназа общей численностью в 15 человек получил задание взять под контроль комплекс телевышки под городом Константиновка недалеко от Краматорска. Целью миссии было предотвратить отключение вещания украинских каналов и препятствие внедрению вещания террористических и российских. Вышка вещала на несколько окрестных населенных пунктов, включая и сам Краматорск. По предварительным данным разведки, село (Прим. ред.: Вероятно, эта окраинная территория Константиновки, как барыня, раскинувшейся во второй половине XIX века по всем окрестным холмам и равнинам вдоль Кривого Торца, вдобавок, соседствующая с Новодмитровкой, в чьих-то глазах очень смахивает на село) было ничейным и боевиков в нем не было. Заброска производилась с вертолета. Вооружение — пулеметы, ручные гранатометы, стрелковое оружие. Боевая задача — занять позицию, провести инженерную разведку объекта, выставить минно-взрывные заграждения по периметру и нести круглосуточное дежурство для предотвращения попадания посторонних на территорию объекта. В случае боевого контакта — вызывать подкрепление и держаться до их прихода.
С самого начала все пошло не так. Еще на подлете стало ясно, что разведданные не соответствуют действительности — на дороге недалеко от вышки стоял вражеский блок-пост. После приземления бойцы десанта, порядком нагруженные вооружением, боеприпасами и просто припасами из расчета на несколько дней пребывания, да еще и в тяжелой броне, высадились с “вертушки”, разбились на сектора и начали продвижение в сторону объекта, огражденного полутораметровым кирпичным забором. В это же время боевики бежали к телевышке со стороны блокпоста.
На подходе к территории объекта бойцы спецназа были обстреляны противником, но до ограждения добрались первыми. Передовая группа спецназа преодолела забор, бойцы забежали в помещение, быстро сбросили с себя лишнее снаряжение и заняли оборону, в то время как средняя группа только входила, а тыловая все еще находилась снаружи.
Приблизительно в то же время подоспели и боевики. Сперва их разведка убедилась, что в помещении и на территории вышки находятся украинские солдаты, после чего открыли по нашим ураганный огонь. Передовая часть группы приняла бой, прикрывая остальную часть, пока те под огнем противника проникали в дом. Одного из прикрывавших ранили, но остальные бойцы уже освободились от переносимого снаряжения и стали прикрывать отход передовой группы. (Начало боя зафиксировали камеры наружного видеонаблюдения. Продолжения нет, так как пуля разбила камеру, — Ред.).
Бой продолжался несколько часов. К террористам подошло и постоянно прибывало подкрепление, как потом выяснилось, это были бойцы небезызвестного бандита Гиви. Попадание из РПГ в здание. Пулеметчик был сильно ранен в лицо, хотя сперва самостоятельно встал и пытался продолжить бой. Кумулятивная струя прошла в двадцати сантиметрах от головы бойца... Потом забросали гранатами второго пулеметчика, который находился снаружи здания и вел огонь из-за угла. Но боец выпрыгнул за угол, прямо под прицел офигевших от неожиданности боевиков, и, как только граната взорвалась, успешно успел запрыгнуть назад, что спасло ему жизнь, но не спасло от ранения осколком гранаты.
Несмотря на всю подготовку спецназа, силы были неравны. Бой продолжался уже четыре с половиной часа. У наших было уже три «трехсотых», расстрелян недельный запас патронов. Для понимания, у каждого бойца было в начале операции по восемь рожков в разгрузке и на шестнадцать рожков патронов россыпью. А на тот момент оставалось в среднем только по два рожка. И приблизительно так у каждого бойца. Между тем стемнело. Понимая, что вопрос только в том, что случится раньше — бандиты подтянут тяжелую технику, или у отряда закончатся патроны, командир принял решение вызывать подкрепление для деблокирования отряда. Но вертолетчики в темноте лететь отказались. Между тем выяснилось, что бойцы находятся не просто рядом с блокпостом противника, а вполне даже в достаточно глубоком тылу, в шестидесяти километрах от пункта дислокации.
К террористам подошло и постоянно прибывало подкрепление, как потом выяснилось, это были бойцы небезызвестного бандита Гиви.
...Уже никто не узнает, было ли "добро" сверху на эту операцию от руководства. Но факты остаются фактами — узнав о происходящем, соратники окруженных бойцов оседлали три БТР и одну БМД и, в буквальном смысле, ломанулись на выручку. Ломились так, что по дороге, не снижая скорости, зачистили три не ожидавших такого напора блокпоста террористов, оставив выживших боевиков задаваться вопросом "что это было?". Но жизнь не голливудский блокбастер, и этот прорыв тоже стоил колонне трех “трехсотых”.
Подмога подоспела вовремя, осаждавшие были рассеяны, десант погрузился на броню и машины помчались куда-то в сторону, потому как боевики перегруппировались и открыли шквальный огонь, понимая, что добыча ускользает у них из под носа. Правда, их пыл несколько охладил взрыв здания телевышки, заминированной спецназом перед отступлением. Если через нее не смогут вещать украинские каналы, пусть не вещает и киселев-тв.
Бойцы оторвались от преследования, но заблудились. Ни GPS навигаторов, ни карт района на тот момент войны у них с собой не было. Положение было достаточно неприятным, потому что обнаружение четырех бронемашин в тылу противника было лишь вопросом времени, а один БТР уже успел сломаться и его тащили на “шнурке”. Но мир не без добрых людей, вернее, не без простых героев. Простой местный житель Александр Статива, бывший активист Майдана, не побоялся на глазах соседей вызваться провести колонну какими-то тропами в сторону краматорского аэродрома. Потом это обошлось ему допросами у террористов и он некоторое время даже был вынужден скрываться. Впрочем, как известно, что ни делается, все к лучшему. Если бы группа не заблудилась, она бы на обратном пути неминуемо попала бы в подготовленную отрядом Гиркина засаду, целью которой было полное уничтожение группы элитного украинского спецназа для устрашения и подрыва морального духа ВСУ".
На этом, как пишут блогеры, командир закончил рассказ, но захотел кое-что уточнить. "Это был их первый бой. Как ни готовь самый элитный спецназ, — но реальный бой вносит свои коррективы... Сперва я очень удивился — по нам е#ашат! Е#ашат! По-настоящему! Это не укладывалось в голове. Но тут же годы обучения взяли свое, и тело вспомнило все, чему учили, и мы все делали правильно... Конечно, с тех пор мы научились намного большему, и сейчас не совершили бы тех ошибок, которые допустили там. Например, стали использовать более легкую броню, так как подвижность в бою важнее. Появился опыт и новое оборудование. А тогда мы вели бой почти как слепые котята, по-старинке — стреляли на звуки и вспышки. К счастью, против нас не было специалистов, иначе они могли воспользоваться особенностями позиции и просто развалить здание из ручных гранатометов."
По материалам censor.net.ua