От войны устали все. С тех пор, как она пришла в Украину, жить стало не только опасней, но и во много раз трудней и тяжелей. Мы рассорились с родными и друзьями, оказавшись по разные стороны баррикад.
Нас замучали жуткие коммунальные тарифы, безденежье. Но зато теплится, не затухает надежда на медленные, но возможные перемены к лучшему. Мы чувствуем какую-то почву под ногами. Похоже, мы выстояли, пусть и на одной ноге, и возвращения к жутким реалиям прошлой весны: малахольным квази-республикам и идиотским референдумам уже просто не допустим.
А ведь многим нашим горожанам, поддавшимся эмоциям и наслушавшимся вражеской пропаганды, заблудившимся и ушедшим воевать против своей страны, сейчас еще хуже. И дело не только в опасности быть убитым или искалеченным. Жизнь в «зазеркалье» куда тяжелей нашей — ни закона, ни достатка, разлука с семьями, а главное, ни малейшей надежды на то, что эта жизнь когда-нибудь перерастет формат пиратской вотчины и превратится в человеческую, нормальную. Вероятно, ко многим горожанам, добровольно согласившимся на роль пушечного мяса при оккупантах, это понимание уже пришло. И наверное, многие хотели бы просто вернуться домой.
К руководству АТО тоже пришло понимание того, что многих заблудших отцов и сыновей возможно и необходимо вернуть в нормальную жизнь.
Иначе не рассказали бы заглянувшие в редакцию представители силовых структур о большой работе в этом направлении, которая разворачивается прямо сейчас в прифронтовых городах, в том числе и в нашем.
Над тем, чтобы дать второй шанс «блудным детям» той же Константиновки (сколько таких- сходите на сайт «Миротворец», где зафиксированы все эти сепаратисты) — начали работу сотни людей, от правоохранителей до волонтеров. Организовали контактные номера, призывают включиться в действие и семьи, пропадающие без отцов, мужей и сыновей. Предусмотрели как вариант возвращения — обращение родных к посредникам-юристам. Подключены и местные власти — обещают раскаявшимся, тем, кто готов добровольно сложить оружие, всяческую поддержку в адаптации и трудоустройстве.
Великодушие — это свойство сильного, но оно не синоним всепрощения. Возможность вернуться в нормальную жизнь и избежать уголовного преследования имеют только те, кто не принимал участия в расстрелах, пытках и издевательствах, на чих руках нет крови. Для этого не нужно придумывать новых законов, соответствующие статьи содержатся и в действующем Криминальном кодексе. Дорога к миру, пусть и не простая, открыта и этим шансом стоит воспользоваться.
Думается, процесс пойдет, и в ближайшее время мы расскажем вам о реальных людях, добровольно вернувшимся с войны.
В.Данько.