Константиновцы взялись за помощь украинской армии всерьез. Помогают деньгами, вещами, всем, чем могут и в рамках волонтерских групп, коих нам известно уже две!, и самостоятельно. И не только соседствующим с нашим городом подразделениям. Один из таких неравнодушных горожан-предпринимателей, отвозя подарки военным на прошлой неделе, любезно прихватил и журналистов «Провинции» до одного из блокпостов, окружающих Артемовск.
Армейцы с благодарностью приняли партию дефицитной питьевой воды, сигарет, продуктов, средств гигиены и т. п. Ну и с газетчиками пообщаться не отказались. Были дружелюбны и охотно и без напряга общались с русскоязычными «схидняками» по-русски . «А то у нас диалект, можете не понять», - объяснили они, несмотря на все наши уверения, что «мову розумиемо».
Военные оказались все теми же мобилизованными на АТО бывшими гражданскими, на этот раз жителями Львовской области. Профессиональная принадлежность — строители, сантехники, есть даже один шеф-повар.
Донбасс поразил их сухим климатом, жаркой степью.
«Опасно здесь?», - спрашиваем. «Тут сейчас относительно спокойно, - возражают бойцы, - скорее опасна «зеленка», - кивают на ближайшую посадку. - По ней лучше особо не бродить, будете ехать, если в туалет нужно, в зеленку не залезайте. Растяжек полно. Только мы ставим сигнальные — со световыми ракетами, а сепаратисты ставили с гранатами, два дня назад на них подорвались два бойца. Живы, слава Богу, но серьезно ранены».
Юрия, того самого шеф-повара, удивили местные скромные пейзажи: «Хатки у вас такие маленькие и небогатые, заборчики деревянные, несмотря на шахтерские зарплаты, 8-10 тысяч, я спрашивал. У нас зарплаты поменьше - 3-4 тысячи, а дома побогаче, я как в другую страну попал...». Пришлось развеивать заблуждение воинов, рассказав, что Донбасс — это не только шахтеры, но и бюджетники, депрессивные городки, повальная безработица и прочие «прелести».
Принимали украинских военных в Артемовске нормально, хотя и не все. Но многие помогают продуктами, водой. Самым неприятным для них явился страх местных жителей. Рядом с блокпостом маленькое частное предприятие — его хозяева до икоты боятся соседства военных, которое может «притянуть» минометный обстрел или бомбежки. Армейцы понимают их страх, понимают, чем он вызван, но все же он сильно тяготит их. «Поймите, у нас приказ, мы имеем право стрелять только в ответ, - объясняют хлопцы.- Недавно вышли в город за зарплатой — некоторые косятся на вооруженных людей. Мы бы и не брали автоматы, но оставлять боевое оружие не имеем права». «Ребенок лет двух нас увидел и расплакался, - у меня самого сын трех лет, - говорит Александр, купил ему конфет, малыш успокоился».
Спрашиваем, сильно ли отличаются «схидняки» от «захидняков». Бойцы нашли только одно отличие — тут больше сохранился советский дух. «Люди привыкли больше надеяться на государство, ждут от него помощи, и по-моему зря, у нас больше рассчитывают на самих себя», - говорит Александр.
Впрочем, это не помешало военным приглашать донбасских жителей к себе в гости. «Приезжайте хоть сейчас, не ждите окончания войны. У нас очень красивый город и очень теплые люди, многие говорят по-русски, российские туристы и сейчас приезжают. Потому что тот, кто не видел Львова, тот не видел ничего...».
Военное дело - штука прихотливая, на момент нашего разговора ребята ждали переброску в другую область, в еще более горячие точки АТО.
В.Данько.