29 ноября Апелляционный суд Донецкой области частично удовлетворил апелляционные требования адвокатов майора О.Головко, который проходит по делу об организации разбойного нападения в сентябре 2014 года (мы с 2015 года отслеживали это дело, по которому фигурантом был константиневец А.Ткач — ред.). До этого Константиновский суд приговорил майора к 10 годам лишения свободы. Хотя сам бывший летчик всегда утверждал: дело против него сфабриковано, а на него и А.Ткача не просто давили, а применяли пытки, чтобы добиться нужных показаний. Приговор отменен, но мера пресечения не изменена — до января следующего года О.Головко должен сидеть в следственном изоляторе Бахмута. Адвокат майора говорит, что пока не видел полного решения суда, поэтому не знает на какую стадию решения отправлено дело. Он не удовлетворён решением оставить военного за решеткой, т.к. у Головко III степень гипертонической болезни, которая после пыток прогрессирует, является критической для жизни и подлежит немедленному специфическому лечению, которое невозможно в СИЗО в общей камере.
В своем обращении в суд сам обвиняемый доказывает, что приговор не является законным, поскольку в деле множество существенных нарушений. Например, его до сих пор судят по делу, фактически уже закрытому, потому что два других фигуранта согласились на сотрудничество и уже получили минимальные сроки.
Указывает на нарушения в ходе опознания, незаконный обыск и изъятие денег у него дома. Но военная прокуратура, которая поддерживает обвинение, считает, что пытки дела не касаются. Суд первой инстанции признал А.Ткача невиновным, поскольку его вина не была доказана. Обвинение подало апелляцию, так как считает, что пожилой человек, получивший немало травм во время пребывания под следствием, тоже должен отсидеть 10 лет. А также пострадавший требует крупное возмещения за моральный ущерб, а военная прокуратура — отдать волонтерский автомобиль, который является вещественным доказательством в пользу государства. В этом тоже будет вновь разбираться суд первой инстанции.
Активисты, которые присутствовали на суде, вспоминают, как были возмущены в 2014 году событиями с задержанием бойцов, которые разворачивались у них на глазах. Тогда военные, стоявшие на передовой, были фактически единственной властью на той территории, они сдерживали вражескую агрессию и помогали местным жителям. Волонтеры тогда пытались найти тех, кого видели на крайних блокпостах, писали обращения, искали доказательства, что майор Головко и другие не были причастны к разбойному нападению.
При котором, кстати, потерпевший не пострадал физически. "Мы считаем, что случай разбоя просто пытаются «списать» на военных, чтобы выгородить других людей, потому что в те времена мутил воду любой в камуфляже. Ибо "узнать по разрезу глаз" человека в балаклаве — это какой-то бред. А пострадавший — директор Константиновской «Службы единого заказчика», на которого у активистов, в том числе у Ткача, были материалы об его участии в организации помощи так называемому "Народном ополчению", просто таким образом сводит счеты. Почему же к этому оказались причастны военные прокуроры и украинские суды? ", — возмущаются волонтеры.
Адвокат и волонтеры, которые занимаются этим делом, обращаются по факту нарушения прав человека в местах несвободы к международным организациям и украинским правозащитникам.
Е.Гончарова, Тиждень.ua.