На прошлой неделе состоялось два судебных заседания по иску учителя информатики Алексея Бомбалова к руководству Новодмитровского лицея и управлению образования громады с требованием возвращения его на работу.
Напомним, учителя лицея в начале ноября, наряду с несколькими преподавателями из других учебных заведений, отстранили от работы в связи с отсутствием у них сертификата о противоковидном вакцинировании, причем без сохранения заработной платы.
Сам учитель себя «антиваксером» не считает, но категорически отказывается от прививки против ковида, настаивая на двух вещах — что положительное воздействие этих вакцин в Украине не исследовано и, следовательно, не подтверждено, а также на том, что его отстранение произошло с нарушением существующего законного порядка. К тому же отлучение его от работы вообще не имело смысла, поскольку случилось в разгар очередного периода дистанционного обучения, которое он вел из своего дома. «Объясните мне кто-нибудь, какую эпидемическую угрозу я нес своим ученикам через монитор?», — задается вопросом мятежный учитель. За три месяца он своей позиции не изменил.
Алексей почти сразу решил оспорить свое отстранение, обратившись в суд с иском о нарушении его права на труд. Первое заседание, после переносов прошло на прошлой неделе, 24 января. На втором, в пятницу, 28 января суд А.Бомбалову в исковых требованиях отказал в полном объеме.
— Я считаю, суд встал на сторону администрации школы и управления образования, — уверен Алексей. — И принял именно политическое решение. Я еще не получал текст полного решения суда, есть только ухвала. Там суд мотивирует отказ в моих исковых требованиях, ссылаясь на ст. 39.1 Закона Украины «О здравоохранении», где говорится, что пациент имеет право и не обязан разглашать сведения о своем состоянии здоровья, о проводившихся процедурах и т. п. Никто не имеет права требовать от него какие-то справки. Выходит, и данные обязательного для учителей ежегодного медосмотра работодатель не имеет требовать от меня? Да и процедура моего отстранения, считаю была проведена с нарушением процедуры — сообщение об отстранении не является нормативным актом, — отстранение сотрудника по медицинском показателям, согласно разъяснения Касационного суда, осуществляется при официальном представлении санитарно-эпидемиологической службы непосредственно на предприятие, где он работает.
В общем, А. Бомбалов, три месяца сидящий без зарплаты, находит, что основания для апелляции есть и ею он и намерен заниматься в ближайшее время. Впереди — консультации с юристами и правозащитными организациями.
Кстати, принципиальный А.Бомбалов все же намерен обратиться в местную профсоюзную организацию освитян с просьбой об оказании материальной помощи для покрытия судебных издержек. «По закону профсоюз должен был предоставить мне юридическое сопровождение или компенсировать услуги адвоката, раз уж спор идет в плоскости трудового законодательства. Тут-то и станет ясным, какова шана нашему профсоюзу. Но честно говоря, сомневаюсь что что-то из этого выйдет. Для этого профкому нужно защищать его членов по-настоящему, а не просто собирать взносы» — считает А.Бомбалов.
Кстати, его коллеги по отстранению, преподаватели ЦДЮТ А.Сендецкая и Л. Обиденко также обратились в суд аналогичными исками, которые пока не рассматривались.
В.Данько