Татьяна Заровная: редактор, журналист, автор ряда медийных проектов.
Родилась и выросла в Донецке, где вошла в пул самых активных и востребованных журналистов. В 2013-2014 годах была организатором и активным участником Евромайданов в Донецке, за что подвергалась нападкам местных властей и титушек, получила ранение. После оккупации Донецка живет и работает в Киеве. Занимается правозащитной деятельностью. Один из инициаторов создания «Української народної ради Донеччини та Луганщини»
Татьяна Заровная, Интернет-издание ord-ua.com
Директор «Укрветсанзавода» превратила окрестности в грандиозный могильник
Здесь образовался «треугольник смерти»: старая городская свалка, отстойники местного водоканала, и полуразрушенный «костный завод».
Котлован с отходами животноводства журналисты “Провинции” обнаружили прямо за забором «костного завода», с восточной стороны (земли Новодмитровского сельсовета Константиновского района) и опубликовали эту информацию еще 29 мая. А всего активисты нашли больше десяти таких скотомогильников (каждый размером примерно 10 на 10 м), один из которых разрыт, а второй находился под открытым небом. В 50 метрах в северо-восточную сторону обнаружили также «ставок» с кровью и гниющими кишками, кишащий червями. Кстати, после этой «прогулки» они заболели, но, тем не менее, побывали в полиции и подали заявление.
Жара превратила ситуацию в кошмар: люди в ближайших к «костному заводу» районах летом не открывают форточки. Ну а когда к продуктам гниения добавился еще и незаконный слив отходов в очистные, а также запахи от свалки — получился эффект «химической бомбы». Через поверхностные воды всё течет в речку Кривой Торец, а загрязненные подземные воды используют для питья (даже стоящий там молокозавод имеет артезианскую скважину). Есть предположение, что отсюда идет водозабор источника Белокузьминовка, из которого пьет воду 40% константиновцев.
20 июня сего года из ответа журналистам “Провинции” Донецкой областной экологической инспекции стало известно, что «Укрветсансанзавод» (таково правильное название «костного завода») специализируется на отходах ЗАО «АПК-Инвест», с которого получает кишки и жир. И это единственное, так сказать, сырье «костного завода» на протяжении последних 3 лет.
Жители нескольких поселков, прилегающих к «треугольнику смерти» со стороны Константиновки и Дружковки, провели сходы, на которых потребовали признать регион зоной чрезвычайной экологической ситуации и наказать виновных.
«Когда ветер идет в нашу сторону, у людей головные боли, вплоть до потери сознания», — говорит Евгений Шаповалов — депутат Алексеево-Дружковского поселкового совета, который поддержал обращение к Кабмину с требованием решить проблему.
Почему английские фермеры против «АПК-Инвест»
Предприятие, которое все годы войны снабжало (и, почти наверняка, снабжает сейчас, пока вы читаете эту публикацию) Константиновку своими отходами – это гигант свиноводства ЧАО «АПК-Инвест» (торговая марка «М’ясна весна»), чьим хозяином является одиозный представитель «злочинной влади» Борис Колесников.
До 2015 года «АПК-Инвест» планировал нарастить мощности до 600 тыс. голов, но эти планы немного притормозила война. Так что пока у этого производителя «всего лишь» 450 тысяч свиней. И это грандиозная проблема, поскольку такой объем производства сопряжен: во-первых, с высоким падежом животных, чьи туши нужно утилизировать, и во-вторых – с гигантским количеством навоза. Останки хрюшек собирались сжигать в биогазовых установках (это такие себе крематории), но, по информации местных, сейчас с установками не все в порядке, и потому туши просто хоронят в могильниках… А свиным навозом «удобряют» сельскохозяйственные земли, превращая их в сплошной сортир.
В 2012 году, перед очередными выборами в ВР, местные активисты протестовали против расширения комплекса, надев свиные маски и взяв в руки плакаты: «Ваша земля — наш туалет», «Наши отходы убивают», «Будешь жить в навозной жиже».
Сейчас комплекс распоряжается 43 тысячами га земли в Константиновском, Александровском, Красноармейском районах и является не только самым большим в Украине, но и в Европе, где подобные комплексы запрещены, ибо уничтожают экологию.
Правозащитница Галина Олейникова из Бахмута рассказывает, чем плохи лагуны с фекалиями свиней: «Они рассказывают, что это французская технология: возле каждого комплекса делают 2 резервуара, выстилают пленкой, и туда сливают по полгода в каждый фекалии животных. Полгода эта жижа отстаивается, а потом ее вывозят в поля и говорят, что это подкормка для земли и удобрение. Но такое количество «удобрения» убивает почву. В селах Полтавка и Ново-Полтавка, расположенных близко к лагунам, появляются насекомые, которых там никогда не было — красные мошки – и стоит едкий запах. Причем, он достигает крупных населенных пунктов. Как-то я останавливалась в Красноармейске (теперь – Покровск) в гостинице «Дружба», и получила возможность убедиться, что даже в центре города сильно ощущается близость одного из модулей «АПК-Инвест».
600 тыс. свиней равняются 12 тысячам тонн навоза в день. Вот почему комплекс стремится увеличивать площади арендуемых земель. Но даже если у АПК будет сто тысяч гектаров, количество выливаемого на поля навоза будет в 8 раз выше естественной потребности земли. К тому же с этим навозом и мочой свиней выводятся медпрепараты, вакцины, стимуляторы, а также яйца гельминтов.
Что же касается умерших животных, то и до обнаружения «треугольника смерти» фиксировались факты, когда останки животных зарывали в оврагах и посадках. А сейчас тем более – никто не мешает устраивать могильники там, где хочется («война все спишет»).
«Падеж большой потому, что условия содержания свиней в этом комплексе можно сравнить с концлагерем: они не видят ни света, ни воздуха. Болезни в таких условиях быстро распространяются. Чтобы преждевременно не умереть, животные регулярно получают антибиотики. Для наращивания веса используют трансгенные вещества», – объясняла представительница движения «Фермы, а не фабрики» Трейси Ворчестер из Великобритании еще в 2012 году. В Константиновку она приезжала, чтобы поддержать протесты против расширения «АПК-Инвест».
В большинстве стран ЕС запрещены комплексы более, чем на 5 тысяч голов. И на сайте Трейси (http://farmsnotfactories.org) можно прочитать об этом подробнее.
«Свиньи содержатся на голом бетоне, их кормят антибиотиками, свиноматки ограничены узкими стальными ящиками для опороса и неспособны переворачиваться в течение 5 недель в каждом цикле», — говорится на сайте «Фермы, а не фабрики». «В Украине худшая ситуация из тех, которые мы встречали. Может быть, это из-за лоббирования интересов свиного бизнеса за счет налогоплательщиков правительством? Но это вредит здоровью нации и экономике!» — удивлялась гостья из Великобритании в 2012 году.
Не потому ли донбасские «рыги» так ненавидели европейский выбор Украины, что их модель ведения бизнеса категорически не вписывается в стандарты цивилизованных стран? С такими предприятиями как «АПК-Инвест» Украине никогда не найдется места в Евросоюзе. Свиноводство по-украински вписывается в 7 уровень (ниже низшего), отмеченный черным вопросительным знаком на схеме ниже.
Нардеп–фантом Денис Омельянович
Руководит «АПК-Инвест» Денис Омельянович – народный депутат от «Оппоблока», как раз отвечающий за округ, в котором расположен «костный завод» (центр округа № 49 — город Константиновка). Жители, как бы доверившие ему свои голоса, утверждают, что Омельяновича видели в округе лишь в качестве физиономии на бигбордах. Многие смеют утверждать, что за него никто не голосовал. Однако, каким-то чудом Омельянович сумел опять просочиться в Верховную Раду.
Злые языки говорят о фальсификации – мол, местные не такие уж и мазохисты, а Денис Сергеевич просто «застолбил место» у смотрящих: типа — «купил» у БПП округ. Подозрение вызвала аномально высокая избирательная активность во время прошлых выборов как раз на участках, приближенных к свинокомплексу – там почему-то проголосовало в 2,5 — 3 раза больше народа, чем на других участках.
Депутат-невидимка Д.Омельянович как-никак присутствует в ВР в третий раз, но его фамилия мало кому знакома. Не мудрено – учитывая, что чаще главного свиновода страны прогуливает работу в ВР только любитель «допинга» Дмитрий Добкин; по данным «ЧЕСТНО», — Омельянович пропустил 77% заседаний комитета по вопросам Аграрной политики и земельных отношений.
Об эффективности этого «избранника» в качестве законотворца немало рассказано на сайте движения «Сильні громади»: http://gromady.dn.ua/tag/. Логично, что в ВР нардеп занят лоббированием льгот для «АПК-Инвест», где и сам имеет долю, и не утруждает себя бесполезными телодвижениями – типа выступлений с трибуны, депутатских запросов, подготовки реформаторских законов...
Кстати, если верить сайту ВР, Омельянович остался верен принципам «злочинной влади»: в том смысле, что до сих пор состоит в Партии регионов, которая прекратила свою деятельность в 2014 году. А еще депутат-фантом проживает на неподконтрольной территории.
Впрочем, больше правды в декларации Омельяновича за 2016 год, которая говорит о том, что одной ногой нардеп уже в Словакии, где у него семейный бизнес.
Омельянович владеет 2% акций компании "АПК-Инвест", номинальная стоимость которых составляет 2,2 млн. К тому же он является совладельцем торговой марки «М’ясна весна» и других. И, конечно, он не дурак пилить сук, на котором сидит: кредитные каникулы для самого огромного и самого грязного свинокомлекса Украины волнуют этого депутата в миллион раз больше жизней и здоровья избирателей, страдающих от соседства со свинокомплексом. Ведь сам-то Омельянович не проживает рядом с могильниками и свалками: Денис Сергеевич имеет недвижимость в столице Украины и в Европе.
Декларация за 2016 год говорит о том, что Омельянович не обеднел за годы войны, а наоборот: в последней декларации он указал доход в 7,5 миллионов гривен (плюс более 3 млн. гривен, 100 тыс. долл.., 150 тыс. евро — на денежных счетах, и умножайте все на 2, т.к. в декларации еще и столько же наличности).
После итоговой декларации за 2016 год Денис Омельянович подал еще 5 деклараций (каждая на сумму от 0,5 до 1,5 млн. грн.), где указал дополнительный доход от предоставления в аренду земельных наделов. А их у Омельяновича – дай Бог каждому – 39 штук, суммарная площадь – 133 гектара – как раз в Покровском, Константиновском районах, где и происходит загаживание. И именно доход от сдачи земли в аренду составляет львиную долю доходов Омельяновича (6,8 млн. грн.).
Интересно, что все эти наделы поступили в собственность депутата в период правления беглого преступника Виктора Януковича – а именно: с 2010 по 2014 год. И, судя по декларациям о доходах, приобретались за бесценок, а то и вовсе даром.
Селяне рассказали нам, откуда взялся на их головы этот «помещик»: «Сдает, к примеру, человек в аренду свою землю на 49 лет Омельяновичу, тот одноразово выплачивает 200 тыс. грн. за аренду этой земли – что для селян сумма гигантская. Но подписывая договор, они не вчитываются в детали, и потому счастье не долго. По условиям договора люди должны за все 49 лет платить государству земельный налог, но думают, что за них это сделает арендатор. Когда же через несколько лет к ним приходят штрафные санкции за невыплату, они хватаются за голову и отказываются от собственности в пользу арендатора».
Что ж, это вполне нормальная практика для Донбасса: сначала обманом отнять землю, затем привести ее в негодность ради чрезмерной наживы и создать бывшим владельцам невыносимые условия для жизни... И вот на этот наглый бизнес, который разбрасывает по полям дерьмо, разоряет фермеров и убивает родники, владельцы еще и умудрялись получать от правительства фантастические суммы — до ста миллионов гривен дотаций в год «на развитие». И в качестве дополнительного «бонуса» — невозвращенные государственным банкам долги. Учитывая, что владелец «АПК-Инвест» Борис Колесников занимал пост вице-премьер-министра Украины, программы развития животноводства писались с прицелом на распил бюджета «под Борю»: иначе у «донов» и не бывает...
Авторитет Украины и местные крышеватели экологических преступлений
Вред для репутации Украины от этой ситуации можно сравнить с вредом от самой экологической катастрофы.
Константиновские депутаты даже не удосужились в ходе минувшей сессии поставить на голосование экологический вопрос, не дали выступить представителям громады.
Правоохранители и власти дают понять, что пока никто не заболел или не умер, — угроз от «треугольника смерти» нет.
«На их землях зарывают тонны мертветчины, а прокурорам, инспекции, полиции – не просто безразлично: они доказывают, что все это дерьмо полезно для местных аборигенов», — горько иронизирует Галина Олейникова.
Что изменилось после того, как активисты начали бить в набат? Директрису «костного завода» оштрафовали аж на 1700 грн. А вот на троих наиболее рьяных представителей общественности завели по уголовному делу. У кого-то нашли гранату, кого-то обвинили в вымогательстве. А у администратора портала «Константиновка сегодня» нашли наркотики. Он так же в числе первых запечатлел «озера» со свиными кишками.
А депутаты горсовета продолжают сидеть на своих местах с 2010 года! В этом смысле ситуация в Константиновке такая же, как и в прифронтовом Торецке, где местные выборы упразднили и городом продолжает править «регионал»-мажоритарщик Игорь Шкиря. С той лишь разницей, что Константиновке не дают развиваться динозавры из ПР и КПУ, которые незримо подчиняются Колесникову с Омельяновичем. «У нас в числе депутатов горсовета Костантиновки одни сепаратисты. Они решать экологические проблемы не будут. Им выгоднее раскачивать ситуацию», — поделился один из активистов, которых сегодня «ломают» константиновские правоохранители.
Одним словом – на манеже те же, кто довел народ до унизительной крайности и позвал на помощь РФ, доказывая, что обирают «Донбасс-кормилец» не они, а Киев. Те парни, кому привычно экономить на соблюдении норм экологического законодательства и получать на этом сверхприбыли. А кто будет отвечать?
Кто крайний?.. Снова Украина!
У загрязнителей по-прежнему все схвачено, и значит — ликвидировать последствия экологического бедствия снова будут не те, кто его устроил. Напомним, что Константиновка уже не впервые становится зоной экологического бедствия всеукраинского масштаба. 10 лет назад здесь нашли незаконный могильник радиоактивных отходов, который грозил превратить Константиновку в мини-Чернобыль (превышение фона фиксировали в 20 тысяч раз!). Эта зона чрезвычайного бедствия была ликвидирована исключительно под давлением общественности. Но виновные так и не были найдены, проявившие преступную халатность контролирующие органы умыли руки, никто не был наказан!
От редакции
Публикуем материал журналистского расследования нашей маститой донецкой коллеги Т.Заровной практически без изменений и сокращений. Масштаб ее видения нашего зловонного “абсцесса”, порожденного и питаемого коррупцией, поражает. Но как давно справедливо сказано мудрыми, “Большое видится на расстоянии”. А абсцессы, как известно, сами по себе не рассасываются. Не лечить его — можно и “дуба врезать”...
Некоторые субъективные оценочные суждения автора выглядят недостаточно аргументированными. Но из песни слов не выкинешь...
От себя добавим один “куплетик”: отсутствие внятной позиции и адекватной реакции на происходящее со стороны руководства головного офиса Государственного предприятия «Укрветсанзавод» — Заглоцкого Сергея Павловича, с которым была установлена связь практически через неделю после обнаружения незаконных скотомогильников и зловонного озера рядом с ними.