На прошлой неделе большая группа, состоящая из представителей районного и сельских советов Константиновского района посетила село Надеждино Близнюковского района Харьковской области. Здесь компания «Шелл» ознакомила их с недавно построенной буровой вышкой.
Среди участников поездки была и председатель Марковского сельсовета Татьяна Капустина, которую мы попросили поделиться своими впечатлениями. Вот что она рассказала:
«На мой взгляд, поездка была полезной. Специалисты нам провели подробную экскурсию по технологии. Буровая — буровой, но мы узнали о порядке выплаты арендной платы за земельные участки, на которых производится работа, на основании каких законодательных документов это делается. Особенно нас интересовали отношения землевладельцев с компанией «Шелл» и какова в этом роль сельского совета. Причем, важно это было услышать не только от сотрудников компании, но также и от наших коллег — руководителей местных районного и сельского советов, директора школы.
Нас интересовало, как «Шелл» поддерживает социальную сферу. Сейчас, конечно, всё красиво – они школу, дорогу отремонтировали, обещают выполнить целый ряд социальных мероприятий. Но всех нас интересовало главное — что будет дальше, после того, как здесь, в двух километрах от жилья, начнут добывать сланцевый газ методом гидроразрыва. И после того, как закончат. Во что превратятся эти места лет через 10-15? Однако, по моему мнению, ответ на это мы так и не получили. Потому что никто сейчас его просто не знает.
Эта поездка нам была полезна еще и потому, что теперь мы хоть знаем, что говорить населению. Представители компании, например, нам гарантировали, что, как и в Харьковской области, перед принятием окончательного решения обязательно проведут общественные слушания, на которых все выскажут свое мнение и без согласия громады «Шелл» ничего делать не будет.
Кстати, как в Надеждино, где мы были, так и у нас в Марково уже лет 6-8 нет воды в колодцах. Так что и без «Шелл» у нас с водой проблемы. Но если сейсморазведка, которую «Шелл» сейчас проводит, покажет, что у нас можно добывать сланцевый газ, то нужно будет обязательно отрегулировать другой водный вопрос — выделение участка, по которому проходит канал «Северский Донец — Донбасс» и его санитарная зона. А ведь в зону риска могут попасть и другие источники питьевой воды — в Марково, Майском, Белокузьминовке (где добывается большой объем воды, в т.ч. для города — ред.)...
Что касается добычи сланцевого газа на территории нашего сельсовета, то, несмотря на то, что мы пока еще остаемся зоной возможного бурения, — к наличию такого полезного ископаемого в наших недрах я отношусь скептически. В «Шелл» не скрывают, что будут делать окончательные выводы, в том числе на основании разработок, которые проводили геологи в 70-е и 80-е годы прошлого века. Советские геологи, которые здесь всё «перепахали», — были не дураки, и мы не понимаем, откуда «Шелл» взял данные, что здесь есть сланцевый газ».
Нам кажется, что Татьяна Асхановна всё же не прочь решить сельские проблемы за счет «Шелл». Особенно такие «вековые», как превращение зимой Маркова в отрезанный от цивилизации «затерянный мир». Ведь здесь, как говорят старожилы, уникальное природно-аномальное место — когда вокруг ни снежинки, — в Марково сугробы.
Из разговоров с участниками этой поездки мы поняли, что представители компании «Шелл» в Украине не собираются делать простых, абсолютно незатратных (даже по сравнению с этой поездкой, не говоря уже о полётах в США) информационных ходов — соединять по телемосту (скайп-конференция) жителей села с такими же жителями одного из населенных пунктов в США, где долгие годы добывали сланцевый газ. Это общение и дискуссия (если надо — мы поможем с переводчиком) были бы наиболее важным моментом в принятии селянами решения о даче разрешения на бурение скважины. Но «Шелл» в этом категорически отказывает. Они что-то скрывают, чего-то боятся?.. Что это, как не аргумент против сланцевого газа?
В.Березин.