30 декабря на территории промполигона под Константиновкой в присутствии руководства города и района, журналистов областных и городских СМИ состоялось «торжественное закрытие» чрезвычайной ситуации, связанной с выявлением несанкционированного радиоактивного могильника. Представители обладминистрации, областного управления МЧС, ОблСЭС отрапортовали, что благодаря самоотверженной работе МЧСников и спецпредприятия «Радон» собрано в 37 контейнеров и вывезено в спецзахоронение РАО в Днепропетровской области ровно 99,958 тонны (около 75 кубических метров) радиоактивных отходов высокой и средней активности. В общей сложности по вине преступников, создавших этот могильник, и халатности должностных лиц, государственный и областной бюджет потеряли примерно три миллиона гривен на его ликвидацию. Были произведены контрольные замеры, подтверждающие, что уровень радиоактивности в загрязненных ранее местах соответствует фоновым показателям.
Показательная для журналистов экспресс-гамма съемка СЭС и МЧС показала, что гамма-фон на местах выемки зараженного грунта доходил только до 27 микрорентген/час.
По заявлению заведующей отделом радиационной гигиены ОблСЭС Натальи Дубровской, обследование данной территории будет продолжаться и дальше. Мало этого, теперь Константиновка включена в Программу постоянного радиационного мониторинга в Украине и раз в год будет проверяться на уровень радиации сельскохозяйственная продукция, выращенная в нашем городе и районе, и дважды в год (весной и осенью) — исследоваться поверхностные и подпочвенные воды. Благо теперь лаборатория Константиновской СЭС оснащена на деньги Минздрава мощным гамма‑спектрометром.
Конечно, хорошо было бы, чтобы ответственные лица провели круглый стол, дали пресс-конференцию, а еще лучше — организовали общественные слушания с участием всех желающих. Однако, сам ход расследования и ликвидации ЧС показал, насколько наши чиновники в таких ситуациях не умеют работать с населением. Константиновский городской голова просто панически боялся общественных слушаний и письменно дважды отсылал их инициаторов в район (якобы, это произошло там — там и проводите), районные власти провели встречу с жителями пос. Бересток и назвали это слушаниями, МЧС вместе с СЭС так и не удосужились организовать систематическое информирование населения на пресс-конференциях и, как это обычно делается, издавать регулярные пресс-релизы. Информацию пришлось буквально «выбивать». Поэтому и получались казусы, типа «стронция-335», столба радиации в космос и т. п.
Однако, для константиновцев, на наш взгляд, кроме ликвидации ЧС важны следующие выводы:
1. Это небольшая, но победа общественности над теми, кто с первых моментов пытался всячески скрывать правду, вводить в заблуждение, хотел втихую все засыпать грунтом.
2. Радиоактивное загрязнение показало сущность наших предприятий, занимающихся приемом и переработкой черных и цветных металлов, за всю свою историю не показавших выявление ни одного грамма РАО, а значит, — создающих подобные могильники и обрекающих на смерть своих работников и всех, кто соприкасался с радиоактивным металлом или продуктами его переработки.
3. ЧС в очередной раз показала, мягко говоря, беспомощность контролирующих и правоохранительных органов перед этой металлической мафией, которая имела шлагбаум при въезде на этот могильник и никого без своего ведома туда не пускала.
4. В отличие от представителей ОблСЭС (прежде всего, зам. главного врача Л. Гусевой), константиновская СЭС откровенно «села в лужу», сняв с себя ответственность за проверку свалок промотходов, а значит, — обрекая на риск здоровье сотен людей, которые там работали (зафиксированы факты их скоропостижных смертей), пасли коз, ходили на рыбалку и т. п. Три миллиона гривен, изъятых из кармана налогоплательщиков на ликвидацию ЧС, в т. ч. на их совести.
5. Данная ситуация показала, что если мы думаем о здоровье своем и близких, то чиновникам доверять нельзя, нужно вооружаться дозиметрами, проводить независимые исследования качества воды, пищи, окружающей среды.
В. Березин.