Об экологических программах, проблемах и путях их решения говорили на встрече 12 июня экологи трех секторов: государственный — зам.начальника областной эко-инспекции Андрей Ващаный, политический — руководитель областной организации Партии зеленых Украины Виктор Токай, общественный — представитель экологической общественной ассоциации «Зелений рух Донбасу» и ГО «Бахмат» Владимир Березин. Эта дискуссия важна, потому что через месяц начинаются местные выборы и кандидаты в мэры, депутаты эту тему не должны упустить.
А.Ващаный:
— Экологические программы есть разные. Есть областного уровня — они разрабатываются Департаментом экологии ОДА. Это их видение.
Есть городские. О Константиновских я не слышал.
В.Березин:
— Давайте начнем с начала — какие программы, стратегии, концепции по закону должны быть (это все, кстати, должно широко обсуждаться)?
А.Ващаный:
— В любом случае, нужно будет разрабатывать новые — для ОТГ. Поэтому, вначале надо определиться — какие у нас экологические проблемы? Есть ресурсы, подлежащие охране — атмосфера, земля, вода. К слову о земельных ресурсах. Сейчас много земель войдут в Константиновскую ОТГ со ставками, захватами и т.п. На данный момент бесконтрольно распахивается всё — балки, прибрежные защитные полосы. Есть проблема лесов, которые у нас редкость. Что делается с посадками, за которые никто не отвечает? Нет хозяина — никто не берет на баланс.
В.Березин:
— Но ведь было по этому решение Кабмина!?
А.Ващаный:
— Нас собирали на несколько совещаний на уровне головы ОДА, в которых участвовали лесники, полиция, прокуратура. Я давал предложения (но дальше дело не пошло) — провести инвентаризацию.
В.Токай:
— Я работал начальником ЖЭКа, тогда обязывали провести паспортизацию деревьев. Но это бред, это невозможно сделать! Но сейчас есть новые возможности — почему бы не провести аэросъемку зеленых насаждений дроном? Это будет дешево, быстро и надежно!
В.Березин:
— Отлично, но в январе, когда видно каждое дерево.
А.Ващаный:
— Так для этого в эко-департаменте и дрон мощный есть. И специальная программа, которая считывает лесной массив и может сразу кубатуру посчитать! Тут вопрос — кто это будет финансировать. Но речь не об этом. Посадки надо передавать на чей-то баланс. Это может быть, например, коммунальное предприятие уровня области или громады.
Дальше — водные ресурсы. Канализационные сооружения работают, мягко говоря, неэффективно. Хотя туда было вложено много средств.
В.Токай:
— Они деньги осваивали.
А.Ващаный:
— Мы проводили проверки и каждый раз было множество замечаний. А по ОТГ — в селах есть многоэтажные дома. Канализация сливается в реки.
В.Токай:
— По Костным, ветсанутильзаводам («новый трупный»). Я обращался в эко-департамент ОДА за проектом, мне отказали. Был на стройке нового костного — масса вопросов. Проект сырой, недоведенный. К примеру — где будет емкость, которая будет собирать ливневые, сточные воды, аварийные выбросы? Причем, на этой стадии уже идет нарушение проекта. А артезианская скважина — что бурится в метрах от опасного объекта? Я в шоке! Считаю, что мы не должны стоять в стороне от того, что там происходит. 15 замечаний, что я увидел, я отправил руководству нашей партии. Их рассматривают специалисты. Это будет «чернобыль»! Тут коронавирус развивается, а нам «всовывают бомбу», куда со всей области будет весь непотреб (чуму и т.п.) свозить! Мы не имеем права молчать! Они сделают, ленточку перережут, а потом начнется... Что будет, если электричества не будет? Резервного питания нет, а они в час запланировали тонну падежа получать. Представляете что там будет!? Как могла такое подписать областная экспертиза? Нужно требовать проведение новой!
4.06.2020 в 5.00 утра жители Константиновки звонили на службу «05» и жаловались на удушающие выбросы. В редакцию нашей газеты читатели принесли фото и видео, где четко можно определить, что выбросы идут из района раположения ЗАО «Свинец». Выбросы происходят строго по ночам, чтобы никто не видел. Два года назад мы об этом писали, подъезжали к этой трубе с эко-инспекцией. Экологи кивают на полицию, полиция на экологов, а людей по ночам продолжают убивать.
А.Ващаный:
— На этом этапе мы не можем внедриться.
В.Токай:
— Но там уже идут нарушения — все сыпется, в ручьи сливается!
А.Ващаный:
— Вашим заявлением мы готовы заняться.
В.Токай:
— Причем, наша задача не просто «зарубить» завод, а довести его до правильного технологического уровня. Чтобы он давал пользу, а не вред.
В.Березин:
— Проблема в том, что два Костных будут существовать рядом! На старый сейчас тоже выделяют деньги на модернизацию. Но это не частные деньги, а бюджетные! Причем, из экологического фонда!
В.Токай:
— А что происходит с медицинскими отходами (послеоперационные и т.п.)?
А.Ващаный:
— Возле первой больницы стоят мусорные контейнера — вот туда все и идет.
В.Березин:
— Нет, сейчас у инфекционной больницы есть спецемкости по коронавирусу. Они их в Краматорск вывозят.
А.Ващаный:
— Для утилизации (сжигания) этого строятся специальные заводы. Я был на таких в Обухове и Киеве. Но зачем туда возить? Тогда логично было бы строить новый ветсанутильзавод с учетом утилизации и мед. отходов. Но это те же выбросы, но в воздух. Это не уход от отходов!
В.Березин:
— Продолжаются выбросы из белой, небольшой трубы, что расположена в районе ЗАО «Свинец». Мы Вам это два года назад показывали. Причем, делается это подло, «по крысьи» — по ночам, чтоб никто не видел. Смрад накрывает жилой массив (у четырнадцатиэтажек, «Спутника»), 1-ю больницу с роддомом.
Константиновская "стройка века"
В.Токай:
— Я свидетель — тянется до Кондратьевки!
А.Ващаный:
— По вашему заявлению проведем проверку. Что касается программ, то написать их не главное — их надо выполнять. Уже три года действует закон, обязывающий все населенные пункты организовать сортировку отходов. Три года этот закон нарушается. Да и какие программы, если в Константиовском исполкоме нет эколога или отдела по экологии!? Программа должна пройти стратегическую экологическую оценку, оценку воздействия на окружающую среду, обязательны общественные слушания. И только тогда депутаты утверждают ее на сессии и начинается выполнение.
В.Березин:
— Мы подошли к тому, что экологического должно быть в программах кандидатов в мэры, депутаты. Но я бы начал с общественного участия
— возобновления работы советов микрорайонов, проведение совместных заседаний с советом старост (сейчас головы сельсоветов), совет ОСББ, сходы граждан, общественные слушаний и т.п. Чтобы, например, ни одно дерево без согласия всего дома, улицы, не рубилось.
И я бы предложил придать статус Памятника природы Кривому Торцу в границах новой ОТГ.
А.Ващаный:
— О чем Вы говорите? У нас нет даже проекта водоохранной зоны, который должен быть по закону! Но это должно войти в экологическую программу. Понятно, что без затрат на то, чтобы этим занялся специализированный институт, мы не обойдемся.
В.Березин:
— Когда мы говорим — река, то понимаем всю экосистему водного бассейна Торца. Тот пример, когда «любители форели» уничтожили любимый родник и ручей у жителей Молочаровки и района Центрального рынка, превратили это место в карьер — о многом говорит. А самосвалы разбитых ртутных ламп, выброшенные у ручьев, ведущих на Шанхай и другие водоемы? Это, конечно, больше на совести правоохранительных органов, которые не хотят или не умеют проводить расследование. Также и превращение в мусорные свалки огромных территорий. Вот на этой неделе опять гору мусора высыпали на территории «Автостекло».
А.Ващаный:
— В программе ОТГ проблема отходов должна быть грамотно продумана. Но что делать, например, с батарейками, если в стране нет предприятия по их переработке.
В.Токай:
— Наша Партия Зеленых считает, что тот, кто их выпускает, должен их утилизировать. Но это уровень государства. Должна быть денежная мотивация у людей собирать и сдавать отходы!
А.Ващаный:
— Да, сейчас людям выгоднее выбросить, чем за каких-то 10 копеек куда-то везти. Потому что куча посредников — кто-то подбирает, кто-то принимает, кто-то перевозит. Должно быть, как в Европе — от человека к конечному потребителю — государству. Если в Германии пустая бутылка стоит 25 центов, то ты ее не выбросишь.
В.Березин:
— Был в Сан-Франциско, видел, как люди сортируют и сдают без мотивации — работает эко-сознание.
А.Ващаный:
— А Вы видели, какие там штрафы? Вот и мотивация. Должен быть пряник (деньги за сдачу) и кнут — штрафы. Город должен этим заниматься, создать муниципальную полицию, обучить людей. И систему сбора отходов нужно создавать. Посмотрите, что происходит сейчас в частном секторе, где нет контейнеров. Если у тебя нет машины, то куда ты мусор выбрасываешь? К реке, в посадку. Так может, есть смысл расчистить там место и поставить приемник и контейнера?
В.Березин:
— Давайте вернемся к программам кандидатов. Ситуация тяжелейшая, экономический кризис, война, а тут еще этот Ковид-19! Главное объединить жителей над решением вопросов громады. И для Константиновки на первом месте — экология.
А.Ващаный:
— Обязательно должно быть создание в городе эко-структуры: ответственного за экологию, экологический совет. И этот совет должен регулярно собираться. И до выборов нужно уже многое решать. Тем более, бюджеты начинают формироваться до выборов. Поэтому нужно, чтобы такой совет уже начинал работать.
Записал В.Березин.