Все знают, что осквернять могилу нехорошо. Это постулат, к которому мы шли тысячелетия.
А теперь маленький тренинг. Представим, что кто-то в день поминовения, прилюдно, в присутствии близких погребенного, взобрался на могильный холмик, потоптался на нем, попрыгал, сделал селфи, глотнул пивка, плюнул на могилу, а после попытался сломать оградку... Вы скажете, что нет, этого не может быть - уже на этапе "взобрался" наш гипотетический "кто-то" получит в ухо даже от посторонних и никто не скажет слова в его защиту. И Вы, скорее всего, будете близки к реальному сценарию, хотя варианты возможны… Но продолжим. Представим, вы трезвый на кладбище, где из живых - никого. Только те, кто в земле, и вы со своей совестью. Полдень, светит солнце, легкий ветерок, в небе — жаворонки, все такое. Наступаем на могильный холмик, прошлись взад — вперед. Стоим над останками человека. Какие ощущения?
Приятно? Противно? Гадко? Омерзительно? Правда странно? Бродить между могил еще как то можно, а вот топтать даже старые могилы - нет. Заметим, что исследования показали наличие психологического барьера у большинства людей перед пересечением даже символической оградки чужих могил. Ограды могил своих родственников - без проблем, а вот чужие - это чужой портал в потусторонний мир, где мертвые могут навредить живым. Знание это - сакрально, и передается уже генетически на подсознательном уровне. И здесь мы подошли к главному - мы верифицировали (проверили) самих себя на свою способность воспринимать место, где похоронены люди, как нечто запретное, священное. А теперь вопрос: «Почему снова и снова происходит такое?».
Возле Александро-Калиново ограбили курган. Совершенно особый случай. Беспрецедентный. Нагло. На виду силовиков. Драматическая завязка этого, возможно, произошла еще в 2014 году, когда секретные карты и цифровые носители информации отдела археологии Донецкого областного краеведческого музея стали добычей неизвестных лиц. Вооруженных и в масках. Как и сарматское золото, хранившееся в фондах. Как и ружья ПТР, из которых потом стреляли в людей. Но это - другая история. А уже в 2015 году поступили первые сведения от землепользователей, что они наблюдают непонятное - незнакомые люди рылись на самом крупном кургане. В органы власти сообщали, но устно. Проверка состояния кургана на начало 2016 года показала наличие глубоких ям в разных его частях, некоторые из которых, возможно, были элементами оборонительных сооружений лета 2014 года. Осенью 2016 года - новый удар. Неизвестные пробили на вершине два глубоких шурфа до 5 метров глубиной. Телевидение, публикации в прессе и - тишина. И вот нынешняя осень 2018 года. Схема та же, и, похоже, действовали люди те же. По наводке. Знающие что искать. И знающие где и как. По хорошо спланированному сценарию.
Промахнувшись в 2016 году, сделали новые промеры, возможно, применив георадар, внесли поправку и пробили новый шурф, накрыв погребальную камеру. Всё. Ни вы, ни дети ваши не узнаете, кто там был похоронен. Царь? Царица? В этом-то и есть главное различие между личным и общественным. Наука служит вам и вашим детям, те, чьи могилы раскопаны в ходе официальных работ, обретают вторую жизнь. Мы узнаем о них. О их жизни.
Люди, осуществившие грабеж кургана под Константиновкой, - не только отобрали у человечества право на знание, не только нанесли жестокий удар по системе общечеловеческих ценностей. Они убийцы. Убившие право на возрождение тех, чьи кости они перетрощили в своей алчной погоне за скифским золотом.
А.Филиппов, экс-представитель отдела охраны памятников исторического и культурного наследия Донецкого областного краеведческого музея.
P.S. Однажды, в дождливую погоду, я ожидал прибытия электрички, стоя на Дмитриевской площадке. Вдруг мое внимание привлек маленький земляной червячок, он заполз на вершину бетонного столбика ограждения и слепо тянулся к небу. В этот момент я поразился глубине происходящего. Для того, чтобы он туда залез, мало было дерзновения. Непогода и, соответственно, отсутствие птиц. Подходящие условия, когда даже маленький червь может невозможное. Так и в случае с нашим курганом. В древности хранители кургана просто лишили бы жизни наших "Индиана Джонсов". А сейчас в ходу другая модель. И война. Час червя.