Закон Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» действует месяц. И начинает приносить первые плоды, например, в виде обязательного объединения всех имеющихся в стране профессиональных защитников в некие общественные «надстройки» и создания неких органов адвокатского самоуправления. Один знакомый адвокат «не для печати» обозвал их «доительным аппаратом», другой увидел политическую подоплеку... Вероятно, оба в чем-то правы. Однако не было еще такого нововведения, которое бы все встречали аплодисментами. Всякие перемены несут нам и минусы, и плюсы. Что это будут за структуры, каковы их задачи, а так же, как Закон изменит жизнь городского адвокатского корпуса и обычных граждан, - мы поинтересовались у адвоката Людмилы Бариновой, возглавляющей Константиновскую юридическую консультацию и специализирующуюся на уголовном праве. Именно она будет представлять Константиновку и еще три города северного куста области на региональной конференции адвокатов Украины.
— Зачем адвокату по уголовному праву, занятому человеку, какие-то конференции, какой-то съезд, да и как Вы попали в делегаты?
— Отнюдь не «какой-то». По новому Закону съезд является высшим органом адвокатского самоуправления в государстве. И по решению Высшей квалификационной комиссии адвокатуры при Кабмине он назначен на 17 ноября. Так что говорить о моем представительстве на съезде еще рано. Мы пока провели конференцию адвокатов Константиновки, Славянска, Краматорска и Дружковки, где меня избрали делегатом на региональную конференцию. На всеукраинском же съезде решится вопрос о создании Национальной ассоциации адвокатов. Она должна объединить всех адвокатов страны, а их около 32 тысяч, в единую организацию.
— С какой целью она создается?
— Чтобы решать проблемы адвокатуры в целом, соблюдения этических норм, рассматривать жалобы и разбирать конфликтные ситуации, если таковые возникнут. Да и вообще, такое самоуправление давно назрело: суды - одно целое, прокуратура тоже. А адвокатура раздроблена множеством существующих параллельно общественных организаций и объединений: есть Союз адвокатов Украины, есть и Ассоциация, Рада адвокатов, Ассоциация юристов, ряд областных коллегий, в том числе и наша Донецкая, плюс множество самостоятельных адвокатов, бюро, контор. Куда полезней и правильней, если у нас у всех будет объединяющее начало. Создать такую Национальную ассоциацию предписывает новый закон.
— Будет ли в городе создана местная организация Национальной ассоциации?
— Все это решится непосредственно на съезде: будут ли у нас местные «филиалы» или же они будут региональными. Даже регламент выборов глав этих органов самоуправления определит съезд.
— Как относятся к этому новшеству ваши коллеги?
— У нас в городе сейчас около сорока практикующих адвокатов, насколько я знаю, все они относятся к новации положительно. Кстати, областная коллегия адвокатов у нас, независимо от места практики, это фактически одна профессиональная семья. Мы и конференции перед съездом провели спокойно, делегатов выбирали открытым голосованием. А в других регионах - с жалобами, тайным голосованием, с просьбами отменить результаты выборов, созвать новую конференцию.., в общем, достаточно скандально.
— Что нового внес Закон об адвокатуре в вашу работу?
— Наконец-то регламентирован порядок доступа адвокатов иностранных государств к профессиональной деятельности в Украине. Раньше допуска не имели даже ближайшие соседи, те же адвокаты-россияне, и это было существенной проблемой. Создадут и Единый реестр адвокатов Украины, чего раньше не было. Все это положительно влияет на область права в целом, приближает к международным стандартам. Кстати, я уже знаю, какой вопрос надо поднимать на конференции и в будущей ассоциации. О так называемых бесплатных делах.
У нас существует график дежурств в суде и в милиции по оказанию юридической помощи, когда человек не может оплатить адвоката. В Константиновке так дежурят все до единого защитники - и начинающие, и мэтры, и индивидуально практикующие. Эту помощь оплачивает государство, из расчета 15 грн. в день. Естественно, никто из коллег не оформляет документы на эту мизерную сумму и уже сложился сленг, — эти дела зовут «бесплатными». Такое дело может оказаться очень сложным, запутанным и работать по нему подчас приходится по полтора года и больше. Но наши-то все равно дежурят, поскольку приняли присягу, все уважают свое имя, профессию и не ждут от государства каких-то подачек. Я знаю, что некоторые коллеги из соседних городов такие дежурства откровенно отфутболивают, я сталкивалась с этим в Горловке, Дзержинске. Понять их можно — людям надо кормить свои семьи, покупать канцелярию, бензин и т. д. Но, думаю, с новым Законом вопрос государственной оплаты должен быть отрегулирован, пусть люди получают достойные деньги и оказывают достойную помощь.
Нужно урегулировать еще один вопрос: часть адвокатов, числящихся при нашей консультации, работают в других городах — Киеве, Керчи, Харькове. Они налоговый отчет должны здесь сдавать, а людям это физически неудобно. Думаю, эта проблема будет поставлена перед нами, как перед делегатами съезда адвокатов. Как и житейский вопрос членских взносов в новой Национальной ассоциации. Понятно, что для существования любой организации нужно проводить мероприятия, поездки, арендовать помещения, закупать канцелярию. Для чего взносы и существуют. На местной конференции в Краматорске на делегатов возложили обязанность поднять вопрос о размерах взносов. Есть маленькие города, где для людей сумма взносов в 50 гривен является существенной. Киевляне и адвокаты городов-миллионников предлагали 500 и более гривен. Но для адвокатов провинции это, конечно, не реально.
— Как новый закон и создание Национальной ассоциации отразится на защите прав пересичных граждан?
— Людям, наверное, не важно, как будет зваться адвокатская общественная организация. Для них главное — квалификация и опыт защитника. Думаю, на защиту прав граждан больше повлияет новый Уголовно-процессуальный кодекс, который вступит в силу в середине ноября. Это огромный шаг, ведь до последнего времени мы пользовались очень жестким Кодексом 1960 года. Конечно, под новый УПК приводят в порядок документацию органов прокуратуры, и адвокатуру невозможно было оставить в старом русле. Все это подгоняется под общий международный стандарт, чтобы правоведение у нас вышло на цивилизованный уровень. Думаю, больше внимания будет уделяться в судах не только нашим кодексам, но и Европейской Конвенции по правам человека, которую раньше никто во внимание не брал. Для людей, я считаю, большим сдвигом станет предоставление адвоката свидетелям, раньше он предоставлялся только человеку, который был признан обвиняемым. Даже если тебя остановила милиция на улице, твое законное право - не говорить ни слова без адвоката. На сегодня украинское законодательство предусматривает право на защиту буквально с первого момента разговора. Это одна из положительных норм нового Кодекса.
Подготовила В.Гейзер.
Защита прав,защита прав.....
За прошедшие 10 лет из России за границу выехали на заработки 5670 физиков, 1349 химиков, 968 биологов и ни одного гаишника.
А кого еще можно приписать вслед за гаишниками?