Угроза полномасштабного российского вторжения или военного обострения не отступает. Так что обстановка сейчас тревожная, хоть в стране, хоть в области. В Константиновке она тоже такова, хотя все тревоги горожан таятся больше под спудом. Поневоле думаешь, как защитить себя и семью, если что. Недавно Донецкая областная госадминистрация у себя на сайте обнародовала интерактивную карту защитных сооружений гражданской обороны, предназначенных для укрытия на случай ЧП техногенного, природного или военного характера (с северной и южной частями региона). Расположена она на главной странице сайта ОГА, внизу, в разделе «Захист».
В СМИ говорится, что эту карту опубликовали у себя на официальных интернет-страницах и власти некоторых громад области, как, например, Покровской. На ресурсе Константиновской тергромады, этого нет. А горожанам все-таки интересно: куда бежать, в случае чего, в поисках спасения?
Слева на карте северной части региона есть информационная панель, с адресами укрытий и краткой характеристикой их состояния. К сожалению, после подробного ее рассмотрения становится ясно, что имеющиеся убежища — лишь остатки давней советской системы бомбоубежищ, оборудованных в основном под промышленными и транспортными предприятиями, и еще в некоторых учреждениях здрава и связи.
На сегодня в Константиновке, согласно данным карты, имеется 43 убежища, но большинство из них — 32 объекта, таковыми считаться не могут, поскольку разрушены или затоплены. Одно из них, по ул. Шмидта, 20, рассчитанное на укрытие двух тысяч человек, давно продано в частную собственность и последние 17 лет используется для выращивания грибов. Еще один «бункер» — на территории профкома бывшего ТК «Кристалл», вместимостью в 300 человек, как сказано в описании к карте, было самовольно присвоено.
Таким образом, действующих убежищ на территории города всего восемь. Причем, на самой многолюдной, левобережной части города — только одно, укртелекомовское.
Список адресов действующих укрытий:
- № 18651, ул. Громова, 34 – 70 человек (для работников предприятия ОАО «Укртелеком»);
- №18645, ул. Мирошниченко, 7 – 150 человек;
- №18657, ул. Емельянова, 76 – 150 человек;
- №18637, ул. О. Тихого, д. 99 – 170 человек;
- №18652, ул. Интернациональная, 460 – 300 человек (для работников АО «ПО «Конти»);
- №18643, ул. О. Тихого, д.256 – 100 человек;
- №18656, ул. О. Тихого, 75 – 150 человек (для сотрудников Константиновская дистанция пути Донецкой железной дороги ГП «Укрзалізниця»);
- №18658, ул. О. Тихого, 75 – 150 человек.
По мнению «главного по бомбоубежищам», начальника Константиновского управления по вопросам гражданской безопасности и охраны труда Леонида Ефремова, данные, которые содержит интерактивная карта не корректны.
— Эту карту немного неверно дали, у нас уже не числится столько непригодных убежищ. Аварийные объекты мы постепенно списываем. В прошлом году списали девять таких объектов, в этом году планируем так же поступить еще с восемью негодными укрытиями. Но в интерактивной карте они почему-то отражены. Но в карте указаны только капитальные радиационные укрытия, построенные еще в середине двадцатого века. В нынешнее время, как более простые и доступные укрытия, мы рассматриваем подвалы жилых домов, учреждений, которые подходят для этих целей. Таковых у нас насчитывается 66 объектов. Они способны защитить около 30 тысяч населения.
Кстати, для тех, кто захочет ознакомиться с такими укрытиями — подробный их перечень есть на сайте городского совета — справа, в разделе «Безпека життєдіяльності» есть ссылка «Перелік найпростіших укриттів...», который содержит таблицу-перечень адресов укрытий такого рода. Это подвалы жилых домов, а также больниц и объектов образования — туда вошли почти все школы и часть детских садов.
Судя по таблице, они все оборудованы электричеством, естественной вентиляцией, кое-где есть водоснабжение, а вот канализация наличествует только в десятке из них.
Впрочем, реальное состояние этих укрытий управление гражданской безопасности еще собираются проверить при запланированной инвентаризации. Для которой сейчас создают комиссию.
Прошлое константиновских убежищ
Кстати, «Провинция» в разные годы посвятила состоянию и истории убежищ не один материал. В последний раз о состоянии укрытий для населения писал В.Березин, в февральском номере за 2015 год, сразу после варварского обстрела агрессором Краматорска. Тогда его запрос по этому поводу сильно озадачил тогдашних городских чиновников по гражданской безопасности, в итоге препирательств выяснилось то же, что и сейчас, спустя семь лет: от капитальных убежищ остались единицы, и вся надежда — на подходящие подвалы домов. Правда тогда таковыми признавались более восьмидесяти «подполов» в многоэтажках. Которые еще предстояло привести в божеский вид.
А более ранний экскурс в историю этой тематики в газете приводит И.Бредихин в статье «Мифы и реалии "подземной" Константиновки».
Часть 2» (в № 3 за 18 января далекого уже 2012 года):
«В случае возникновения серьезного конфликта между США и СССР с применением оружия массового уничтожения, Константиновка никак не могла бы остаться в стороне. Донбасс был напичкан целями для натовских ударов… Воинских частей в самой Константиновке не было, однако вблизи города, за селом Артема располагалась шахтная позиция зенитной ракеты с ядерной боеголовкой. Если бы разразилась ядерная катастрофа, все решилось бы в первые несколько часов.
В... Константиновке было одно из ключевых предприятий советского оборонного комплекса — завод «Автостекло». Его основным производством были головные радиопрозрачные обтекатели для ракет и самолетов — от маленьких авиационных «воздух — воздух» до чудовищных, выше человеческого роста, головных обтекателей для РС-18. СС-20 «Сатана», такое кодовое наименование получила в Америке эта самая мощная советская ракета. Она имела 10 боеголовок, каждая из которых была снабжена зарядом в десятки мегатонн. При испытании в 1961 чего-то подобного на Новой Земле, ударная волна разрушила заброшенный городок в 400 км от эпицентра взрыва...
Как должна была бы сработать наша гражданская оборона?
Городская ГО подчинялась военкому. Именно к нему переходила вся полнота власти в случае большой войны. На заводах были свои штабы ГО. Эвакуация населения из города предусматривалась, но, повторяю, в случае внезапного начала ядерного конфликта, а такой сценарий был наиболее вероятен, ее попросту не успели бы произвести. Что было в наличии для защиты населения? Прежде всего, — бомбоубежища.
Все серьезное строительство 40-50-х — например, кинотеатры «Спутник», им. Ленина, ряд школ, 1-я больница, заводы — включали в себя противоатомные убежища. Многие с электрогенераторами, насосами для откачки воды, 30-часовой (иногда и с большим сроком) фильтрацией воздуха, с месячным запасом продовольствия, медикаментов и т.д. На заводах расчет был укрыть в убежищах всю смену.
Многие дома старой постройки также были с бомбоубежищами в подвалах. Но уже в домах постройки 1970-1980-х годов бомбоубежище стало большой редкостью. Какая-то часть городского населения, конечно, могла бы уйти под землю. Это в идеале. На практике, конечно, часть убежищ была непригодна, залита водой, к примеру, еще где-то, как на «Автостекло», складировали в них оборудование, но, в целом, систему ГО поддерживали в работоспособном режиме...”
В.Данько