На минувшей неделе состоялся конкурс по определению исполнителя услуг по демонтажу списанного решением июльской сессии горсовета еще в 2010 году трамвайного пути по недействующим маршрутам Киевская‑Строителей и «24»-ки. Всего более 4 км. рельсов весом в 850 тонн. По действующим расценкам на металл, стоимость демонтированного лома сегодня колеблется от 1800 до 2600 гривен за тонну.
По мнению работников КТУ и городских властей, продажа металлического лома от комплектующих пути должна если не спасти КТУ от банкротства, то хотя бы отсрочить этот процесс. Ведь, по приблизительным подсчетам, долги предприятия перед различными фондами составляют около 1,2 миллиона гривен. Задолженность по зарплате за последний месяц снизилась до 500 тысяч гривен. Добиться сокращения этой статьи на 175 тысяч удалось совсем недавно, когда в конце 2010 года, помимо помощи города, пришел компенсационный транш госбюджета за перевозку льготников. На год же текущий в городской казне на «поддержку штанов» КТУ запланировано всего полмиллиона гривен, причем с обязательной припиской «при наличии финансирования». Но, даже по самым оптимистичным подсчетам, этих крох едва хватит на полугодовой фонд заработной платы. Рассчитывать на помощь области, которая к Евро-2012 будет списывать старый трампарк и раздавать его бедствующим городам, не приходится. По крайней мере, даже при наличии заявок, Константиновки в числе приглашенных на заседание облгосадминистрации по обсуждению перспектив развития горэлектротранспорта не оказалось.
Чертовщина, или Кто мешает плохим танцорам
В свете этих событий конкурса, объявленного константиновским горсоветом, местные трамвайщики ждали, как второго пришествия Христа. Ждали в состоянии панического страха. Ведь за последние полгода его проведение срывалось несколько раз. И причиной тому, к нашему удивлению, в большинстве случаев становился никто иной, как защитник транспортных прав граждан всея Константиновки, председатель скандально известной общественной организации, П. Руденко. Своим «волевым решением», как признается Павел Иванович, он сначала добился смещения некомпетентной, по его мнению, директрисы Веры Заплатиной. Потом убедил комиссию по демонтажу в том, что перед ликвидацией рельсы должны в обязательном порядке пройти специальную экспертизу, которая подтвердит их непригодность к дальнейшей эксплуатации. И, наконец, дважды писал жалобы в прокуратуру о «в принципе незаконной» деятельности горсовета, комиссии по трамваю и самого КТУ.
В результате его последнего обращения, правоохранители вынесли протест и приостановили решение сессии, которым КТУ разрешалось оптимизировать свою сеть и продать часть законсервированного пути с целью дальнейшего погашения задолженности по зарплате. В числе выдвинутых предписаний было прекращение демонтажа трамвайного полотна (которое не началось по сей день, разве что делается незаконно), устранение давления горсовета на руководство КТУ и вмешательства в его финансово‑хозяйственную деятельность.
Устав — всему голова
Оказалось, что все вопросы, касающиеся оптимизации (сокращения) своих маршрутов, распоряжения имуществом предприятия и прочих действий, согласно Уставу КТУ, который доселе по неизвестной причине не читала ни одна живая душа, за исключением разве что нашего «героя» Руденко (такой вывод вытекает из всех его действий) — компетенция исключительно руководства трамвайного управления и его трудового коллектива. И что в Дружковке, например, такая практика применяется уже много лет, без участия горе-общественников и даже властных структур. Там за последнее время почти втрое сократили протяженность трамвайного сообщения, оставив только самые прибыльные направления. А цену проезда еще три года назад подняли до 1 гривны. И никаких тебе протестов прокуратуры, никаких нареканий от общественности. Зато у нас…
Конкурс, или Концерт по заявкам
Итак, вспомним эпопею с проведением того самого конкурса. В сентябре прошлого года конкурсная комиссия, возглавляемая заместителем городского головы А. Демченко, «забыла» дать объявление о проведении мероприятия, и заявку на участие в демонтаже списанного трамвайного полотна успел подать только местный «Втормет». Тот на условиях покупки демонтированного металла по цене лома по протекции того же Аркадия Владимировича и стал впоследствии победителем первого конкурса, принять участие в котором изъявили желание еще три фирмы. Но начать демонтаж «Втормет» так и не смог — не была готова та самая экспертная оценка состояния рельс. А когда выяснилось, что подобного эксперта в природе не существует, перед новым годом правление «Втормета» лично отказалось от роли исполнителя демонтажных работ, пояснив снятие своей кандидатуры сменой собственника головного предприятия «ЗапорожСталь». Форс-мажор, знаете ли…
Дешева рыбка, да черт ей рад
Объявление об очередном конкурсе напечатали второй раз. В нем снова пожелали принять участие четверо претендентов из Константиновки и Донецка, и снова вскрытие конвертов было отложено из‑за протеста прокуратуры (опять П. Руденко подсуетился). Открыть их удалось только после новогодних праздников, когда с содержимым заявок, наконец, смогли ознакомиться все присутствующие. Два кандидата отсеялись сразу из‑за дороговизны их услуг. Между двумя остальными разразилась настоящая конкурентная борьба. Случилось это после того, как ЧП Бокало, специализирующийся на разборке зданий, пользуясь своим мобильником, на глазах у изумленной комиссии произвел расчеты и… перебил цену, озвученную ранее специализированным предприятием «Укрстройремпуть», 6 лет занимающимся ремонтом и строительством железнодорожных путей. Первый предложил свои услуги на 75 тысяч гривен дешевле, но на словах. Второй участник заявленные 175 тысяч до копейки расписал в финансовых сметах и расчетах. Честному слову ЧП Бокало (каких‑либо документов, кроме путанной заявки, подано не было) поверили только три члена конкурсной комиссии. Нетрудно догадаться, что наш «общественник» был самым активным в этой тройке. Восемь голосующих, в числе которых была и начальник финуправления Т. Куклис, свое предпочтение отдали более дорогостоящему, но более надежному, по их мнению, подрядчику. «Извините, но я привыкла верить только документам и цифрам. Тем более, что время поджимает, и люди сидят без зарплаты. Победитель готов выполнить работу за 20 дней. Цена в заявке указана твердая и она не зависит, как у других претендентов, от погодных условий и прочих моментов», — отметила Татьяна Викторовна.
За демонтаж можно рассчитаться бартером
И наверное, «мала рацию». Руководитель предприятия-победителя конкурса Олег Перепелица в качестве расчета за демонтажные работы готов взять тем же рельсом, причем по цене изделия, что, по мнению конкурсной комиссии, позволит снивелировать разницу в стоимости услуг до уровня того, что предлагал ЧП Бокало.
Последний в своей заявке указывал, что готов приобрести весь материал в качестве лома. Однако, по предварительным оценкам, около 40 % демонтированного рельса пригодны к вторичному использованию или к продаже по цене готового изделия. Но это уже будет другой конкурс и другая тема…
А Баба Яга снова «против»
Однако, несмотря на то, что с лидерским статусом «Укрстройремпути» согласилось большинство, до заключения самого договора об исполнении услуг по демонтажу КТУ может не дожить. Главный борец за чьи‑то там права Павел Руденко, чьи действия все больше начинают напоминать попытку рейдерского захвата трампарка, клятвенно пообещал: «Результаты этого конкурса я все равно оспорю в прокуратуре. Вот увидите. Кроме того, я считал и дальше считаю, что деньги от продажи металлолома не должны быть потрачены на погашение зарплаты. Только на приобретение новых трамваев!..» Дальнейшей демагогией этого энергичного пенсионера «себе на уме» мы забивать мозги читателю не будем. Удивляет другое — как его терпит власть в «трамвайной» комиссии? Неужели наши «умные мальчики» склонны к мазохизму?
Воздушные замки Павла Руденко
О своем, или не совсем своем, видении возрождения трамвая «любой ценой» Павел Иванович рассказывал неоднократно. Сначала соседям по лавочке, потом на комиссиях и общественных слушаниях в исполкоме и даже в управлении ЖКХ Константиновки, когда сватал на место нового директора КТУ своего протеже — молодого, перспективного, но пока непризнанного экономиста Эдуарда. В своем бизнес-плане они, как некогда Остап Бендер и Киса Воробъянинов, рисовали радужные перспективы. В общем, тут для них все понятно: чтобы возродить трамвай, надо закупить по три тысячи евро несколько б / ушных вагонов из‑за границы, создать благотворительный фонд помощи трампарку, поставить себя, любимых, у штурвала КТУ и начать загребать деньги лопатой! Мифы о реальности приобретения халявных трамваев разбил заместитель городского головы В. Василенко: «Дело в том, что подобными «утками» пестрит весь интернет, но при нормальных расчетах видим, что после растаможки, оформления необходимой документации, разрешений, экспертиз и переделки вагонов под наши рельсы цена вопроса возрастает как минимум до 15‑18 тысяч евро. Цена вагонов российского производителя — 1,9 миллиона гривен, отечественного — 4,9 млн. Городское руководство не против реализации такой программы, но денег на нее нет ни в бюджете города, ни в областной программе, куда мы уже подали свои заявки».
П. Руденко и его права
Много слухов ходило и о некоем фонде материальной «спонсорской» помощи трамваю. Например, что в адрес городского головы поступило официальное письмо с требованием собрать на встречу с великим комбинатором П. Руденко всех городских предпринимателей и руководителей промышленных предприятий. И чтобы на этой встрече, отхлопав пламенной речи Павла Ивановича, мэр достал из кармана крупную купюру и собственным примером увлек всех богатых Буратин бескорыстно скинуться на нужды трамвая. Умолчим, куда после такой наглости несостоявшиеся меценаты КТУ послали автора сей благородной идеи… Но Павел Иванович, заметьте, не расстроился, а торжественно пообещал: «Ну тогда и я ничего не дам. Не платил я за ваш трамвай, не плачу и платить не буду, потому что право имею — льготное! А кому не хватает, пусть из городского бюджета возьмут. Тут просто воры одни собрались и бездельники. Могут же в Дружковке работать, возить всех льготников, да еще и прибыль иметь!» От себя добавим, за автобус наш экс‑кандидат в мэры тоже не платит. Вся Сантуриновка с трепетом наблюдает, как живущий по соседству Руденко с достоинством «льготно» садится за две остановки до кольца в «21»-ю маршрутку и гордо следует потом в город. «Имею право», — любимое выраженьице Павла Ивановича.
Дружковские мифы
Как отметил заместитель городского головы по коммунальным вопросам Виктор Василенко, триумфальная работа Дружковского трамвая доводится до ушей константиновских пассажиров в несколько искаженном свете: «Мы постоянно консультируемся с директором Дружковского КТУ Александром Нефедовым. Он работал руководителем трампарка и в Константиновке, поэтому о наших проблемах говорит как практик, который прошел все сложные этапы, которые только сегодня переживает наше предприятие. Так вот, наши соседи своим волевым решением сократили все нерентабельные маршруты, снизив ради экономии протяженность своих путей до 19 километров (у нас сегодня 58). Сегодня они готовят новое повышение стоимости проезда до 1,25 гривны. Кроме того, покрывать убытки предприятию регулярно помогает городской бюджет (около 20 тыс. грн.), еще часть дефицита (около 30 тыс. грн.) покрывают за счет спонсорской помощи работающих предприятий. Новые трамваи купить им, как и нам, не под силу. В общем, разница только в отдельных моментах. Остальное, все как у нас…»
Низкие тарифы можно покрыть автобусной прибылью
Принять регуляторный акт на утверждение новых тарифов для КТУ планируют и в Константиновке. Но в силу того, что этот процесс намеренно тормозился городскими властями много лет, перебороть «цензуру» Антимонопольного комитета нам вряд ли удастся — повышение цены сразу на 100 % специалисты считают делом безнадежным. Поэтому, вместо программы развития трамвая, городские власти остановились на его оптимизации и минимизации расходов. По предварительным данным, вместе с трамвайным полотном должны сократиться две законсервированные электрические подстанции, которые и ныне обслуживает штат сторожей и обслуживающего персонала. Второй ступенью к оздоровлению местного электротранспорта должно стать создание муниципальной транспортной службы. Это предприятие должно будет объединить работу трамвайного управления с автобусным парком КП «Коммунтранс», получить преференции на обслуживание самых рентабельных графиков и за счет прибыли от автоперевозок покрывать дефицит работы трамвая. Но пока это только планы…
На нашем трамвае «крест» может поставить транспортная прокуратура
Все задуманное рискует остаться только планами. Борясь за трамвай или за свои околотрамвайные интересы, общественники как‑то забыли о такой мелочи, как обязательная техническая экспертиза, безопасность трамвая для людей… Исходя из плачевного состояния составляющих этого понятия, трамвай могут остановить и без нашего с вами ведома, согласия и желания. «Кто посмеет?» — спросит грозно правозащитник П. Руденко. — «Краснолиманская транспортная прокуратура, которая уже в первом полугодии проверит каждый винтик трамвайного хозяйства и сделает свои непредвзятые выводы», — ответим мы. Городские власти надеются, что к этому судному дню им таки удастся «подмарафетить» пару вагонов и самый востребованный маршрут Сантуниновка — Червоный. А вот от Новоселовки, боятся, придется отказаться. «Дело в том, что «3»‑ка проходит по аварийному путепроводу и опасным подъемам. Тормозная система в старых вагонах не может гарантировать безопасности движения по сложным участкам рельс. Но это, опять же, в самом худшем случае. Нам остается только работать и надеяться на лучшее», — поясняет заместитель городского головы В. Василенко.
О. Панина.
Старая технология.
Короче.Два часа выступления,и никто не понял о чем шла речь.Но все -ЗА! Такие мы.Умные.Главное побольше туману.