Юбилей немеркнущей славы константиновских стеклоделов

Опубликовано moderator - Nov 01

Когда-то наш город хотели переименовать в Стеклоград. Бог помиловал, традиционное историческое название Константиновка сохранилось неизменным, но своеобразная логика в тех намерениях была. Логика технократическая, полагающая «центром мироздания» созидательный труд и производство, но то, что слава константиновских стеклоделов гремела на одной шестой части планеты, — это действительно так.

Бригада Д.Милоданова, шлифовавшая в 1937 году стекло для кремлевских звезд.

2 ноября 2012 года исполняется 75 лет со дня установки на пяти башнях Кремля рубиновых звезд. Звезды эти представляют из себя сложные инженерные конструкции, работало над ними множество людей, инженеров и художников, производственных коллективов, а рубиновое стекло сварили, прокатали и отшлифовали в Константиновке, на заводе «Автостекло».

**********

Летом 1937 года завод «Автостекло-25» охватило то ли праздничное, то ли трудовое возбуждение. Но не только. Весть о почетном правительственном задании — сварить рубиновое стекло для символа советского государства, красной звезды на кремлевских башнях — разнеслась по Зеркальной колонке и Николаевскому поселку. Вечером у проходных встречали усталых после смены стеклоделов жены, дети, ветераны производства. Равнодушных не было. Всех волновало, как идут дела по выполнению труднейшего и уникального задания.

А оно было действительно трудным. Почти полтора десятилетия после победы большевиков в кровопролитной братоубийственной гражданской войне на кремлевских башнях стояли двуглавые царские орлы — символы старой русской государственности. И лишь в 1935 году их поменяли на звезды самоцветные.

Звёзды были изготовлены из высоколегированной нержавеющей стали и красной листовой меди. В центре звезды уральскими самоцветами был выложен символ Советского Союза — серп и молот. Серп и молот были покрыты золотом толщиной 20 мкм, методом гальванопластики нанесли золотое покрытие и на медные лучи звезд. Рисунок ни на одной из них не повторялся. Звезду на Спасской башне украшали лучи, расходящиеся из центра к вершинам, на Троицкой лучи были выполнены в виде колосьев. На Боровицкой башне узор повторял контур самой пятиконечной звезды, а на Никольской звезда была сделана гладкой, без рисунка. Для золочения звезд использовали 67,9 кг золота. Добавить сюда стоимость уральских драгоценных камней, а это тоже десятки килограммов, тонкую ювелирную работу, ведь каждый сапфир или изумруд был на совесть закреплен, - и выплывает очень приличная сумма.

Но государственный престиж важнее!

Вот только звёзды быстро потеряли первоначальный блеск и красоту. Огромные, весом в тонну, звезды оказались слишком велики и громоздки для кремлевских башен, не вписались в архитектурный ансамбль. А золото и самоцветы потемнели, утратив свои яркость и блеск под влиянием городских выбросов и атмосферных осадков, даже несмотря на подсветку снизу прожекторами.

В мае 1937 года принимается решение вместо потерявших блеск самоцветных звёзд установить новые звёзды — светящиеся, изготовленные из рубинового стекла. Отражённый свет уральских самоцветов и золота должен был быть заменён на внутреннюю подсветку мощных электроламп. Вместо константиновской автостекольской работы прожекторов, понадобилось константиновской работы рубиновое стекло. Главным инженером по разработке и установке новых светящихся звёзд был назначен профессор А.Ф. Ланда.

************

При постройке в 1899 году бельгийским «Анонимным акционерным обществом стекольных заводов на юге России» зеркального завода близ станции Константиновка на тучные украинские черноземы были перенесены новейшие на то время технологии производства стекла. Дубовые бельгийские шлифовальные круги для зеркал простояли на «Автостекло» сто лет, до самого распада предприятия, а все попытки что-то поменять приводили лишь к падению качества продукции. В 1913 году на зеркальном заводе было произведено 100 тыс. кв. м. полированого стекла, 20 тыс. кв. м. зеркал, а также 30 тыс. кв. м. технического стекла — цветного марблита и иллюминаторных стекол.

В 1925 году, после 8-летней разрухи, завод начал восстанавливать былую славу. В 1927 году в Константиновку приехал нарком по военным и морским делам, председатель Реввоенсовета СССР К.Е. Ворошилов и Председатель Всеукраинского ЦИК Г.И. Петровский. Они привезли на ремонт два прожекторных зеркальных отражателя. Такие отражатели закупались в Англии по цене 10 тыс. золотых рублей штука. Директор «Техзеркалстекло» (так назывался завод до 1934 года) коммунист, выдвиженец из рабочих Петр Антонович Адамович предложил не просто отремонтировать, а и изготовить такие отражатели. Один отремонтировали, а другой разбили, сделали анализ стекла, сварили такое же, согнули, отшлифовали. С чем и поехали в Москву к Ворошилову.

Тот сразу не поверил, что еще не восстановивший довоенный уровень производства завод, без лабораторного оборудования и научных кадров смог свершить подобное. Но когда провели сравнительные испытания, то приняли решение строить на базе «Техзеркалстекло» цех зеркальных отражателей — первое, кстати, засекреченное производство на «Автостекло». Этот цех и сейчас стоит на месте разрушенного гиганта памятником промышленной архитектуры и памятью о первой пятилетке - цех №1.

А в 1932 году, опять впервые в стране, на «Техзеркалстекло» научились делать «триплекс» - безосколочное автомобильное стекло, опять, кстати, экономя стране валюту. Цех «триплекс» стал самым крупным на заводе — 1500 человек.

А для первой линии московского метро, открывшейся в 1935 году, пошло облицовочное константиновское стекло — разноцветные марблиты.

Вес военной продукции и продукции двойного назначения в заводской номенклатуре неуклонно возрастает. За построенным в 1937 году цехом высокопрочного стекла следует строительство цеха оптического стекла. На заводе создан научно-технический отдел, разрабатывающий и внедряющий новые технологии. Так что выбор завода «Автостекло-25» (название «Техзеркалстекло» с 1934 года) для выполнения имевшего государственное значение кремлевского рубинового задания не выглядит случайным.

******

В чем заключалась сложность кремлевского рубинового задания? Технология варки рубинового стекла была известна и у нас, и за границей. Но стекло было очень дорогим. При варке в него добавляли золото, поэтому варили его небольшими объемами, «кастрюльками», а тут надо было дать 500 кв. м, а это тонны. Необходимо было совершить технологически и технически сложный переход от кустарного производства к промышленному.

Кадры для решения этой задачи на заводе были. Директором завода в 1934-1941 гг был Иван Михайлович Емельянов. В сквере им. Шевченко благодарные земляки поставили ему памятник. Старый большевик, Емельянов боролся за установление в городе Советской власти, рабочий, он вырос до руководителя всей стекольной отрасли страны в годы второй мировой войны, умер в Москве, но прах свой завещал похоронить в родном городе.

С его именем связаны на «Автостекло» не только трудовые победы. Он создал на заводе систему воспитания и выдвижения молодых кадров. К концу 1930-х они были способны решать самые сложные задачи Родины.

Работу по созданию рубинового стекла возглавил главный инженер Константин Тимофеевич Бондарев. В 1933 году он был в числе первых выпускников открывшегося в 1929 году стекольного техникума. Руководил лучшей сменой в только что построенном цехе «Фурко». После ухода Емельянова на повышение Бондарев станет многолетним и успешным директором «Автостекло». Вместе с Бондаревым руководил опытно-экспериментальными исследованиями по созданию стекла для кремлевских звезд главный технолог Серафим Максимович Бреховских. Самоотверженно работала вся научно-техническая лаборатория завода во главе с Георгием Петровичем Петровым. После серии опытов технологам удалось сварить существенно более дешевое рубиновое стекло. Они заменили дорогое золото на дешевый селен. При этом качество стекла не пострадало.

Рубиновое стекло варили в цехе №5. Важнейшую первую плавку поручили провести бригаде стекловаров Дмитрия Филипповича Милоданова. 20-летний Милоданов, несмотря на юный возраст, был одним из зачинателей стахановского движения на заводе, абсолютное большинство рабочих, выплавивших, прокатавших и отшлифовавших первое рубиновое стекло, также были первыми стахановцами. Все были охвачены различными формами производственного обучения. Стекло варили братья Борис, Николай, Матвей Лукиновы, потомственные стеклоделы, их отец стал мастером еще при бельгийских хозяевах. Прокатал листы стекла Филипп Алтухов, шлифовал Алексей Кузнецов, полировал Иван Орлов. Они выдали первую продукцию, а следующим бригадам было уже легче. Технология изготовления рубинового селенового стекла была освоена.

Готовя этот материал, автор пообщался с Людмилой Алексеевной Семчишиной - дочерью Алексея Кузнецова. Она бережно хранит газетные вырезки, немногие семейные фотографии. Среди самых дорогих семейных реликвий - пластина рубинового стекла, которую принес с завода отец. В момент работы над кремлевским заказом случилось солнечное затмение. Для наблюдения за светилом рабочие приносили детям кусочки того самого стекла.

И. Бредихин, преподаватель истории КВПУ.

Продолжение следует.