Впервые за 52 года своего существования Уголовно-процессуальный кодекс СССР претерпел существенные изменения. Так, с 20 ноября Украина получила новый, адаптированный под евростандарты, УПК. Пока блогеры и юристы ломают копья над его демократичностью и актуальностью, служители Фемиды осваивают документ на практике. Как и обещали авторы законопроекта, в современном УПК появился целый ряд новшеств. Расскажем о некоторых из них.
Упразднен институт возбуждения
Во-первых, в нем в принципе отсутствует институт возбуждения уголовного дела. А это значит, что заявителю не придется ждать вердикта правоохранителей целых десять дней, как было ранее. Отныне расследование начинается с момента регистрации заявления о преступлении в Едином реестре досудебных расследований, на что законодатель отвел всего лишь сутки (что фактически делает невозможным обжалование возбуждения дела). Ключи доступа к этому электронному списку уже получили следователи Константиновского ГОМВД. Их штат и полномочия, кстати, в ближайшее время должны существенно расшириться.
Следствие отдали под опеку суда
Во-вторых, контролировать ведение досудебного следствия по новому Кодексу будет специальный - следственный - судья, избираемый руководством судов из числа действующих судей сроком на три года. Основная функция такого судьи будет заключаться в осуществлении судебного контроля за соблюдением прав и свобод участников процесса на стадии всего расследования. К примеру, теперь только с разрешения следственного судьи могут проводиться такие процессуальные действия, как наложение ареста на имущество, принудительный привод лица, избрание меры пресечения, отстранение от должности, проведение обыска и т.д. По словам председателя Константиновского горрайонного суда В.Нейло, на должность следственного судьи уже утверждена кандидатура А.Рогожиной, специалиста достаточно высокой квалификации и опыта работы.
УПК отказался от доследования
В-третьих, не найти в новом УПК института дополнительного расследования. Суд, рассматривающий дело, обязан выносить либо обвинительный, либо оправдательный приговор. По мнению авторов УПК, в целом это нововведение можно оценивать позитивно, т.к. отпадет проблема длительного содержания под стражей обвиняемых по причине отправления дела на доследование. Как показывает практика предыдущих лет, волокита доследования и повторных рассмотрений по некоторым делам растягивалась от полугода до полутора лет.
Не заседатели, а господа присяжные
В-четвертых, при рассмотрении особо тяжких уголовных дел (предусматривающих пожизненные сроки заключения) по ходатайству обвиняемого будет применяться суд присяжных, списки которых несколько месяцев назад утвердила сессия городского совета Константиновки. По задумке законодателя, именно обычные граждане должны выступать некими контролерами суда во избежание нарушения конституционных прав обвиняемых. В отличие от старых добрых заседателей, на новоиспеченных присяжных возложена такая же ответственность, как и на профессиональных судей. Формировать их состав, как и состав судейской коллегии, будет специальная электронная программа. Однако, несмотря на кажущуюся прозрачность и простоту процедуры, внедрение в процесс присяжных, по объективным причинам, значительно усложнит работу судов. Во-первых, присяжные — далеко не всегда юридически подкованы, большинство нормативных актов и значение тех или иных статей и терминов им будут разъяснять коллеги-судьи. Поэтому добиться их полной независимости от служителей Фемиды вряд ли удастся. А во-вторых, в таком маленьком городе, как Константиновка, где все люди если не братья, то знакомые, избежать проволочек с отводами и самоотводами присяжных, не считая профессиональных судей, - дело практически нереальное.
Курица — не птица, родственник — не адвокат
В-четвертых, права подсудимого, согласно нормам нового Уголовно-процессуального кодекса, смогут представлять только профессиональные адвокаты, внесенные в Единый реестр адвокатов Украины. Вместе с тем, УПК дал защитникам такие же полномочия, как у следователя или прокурора, фактически, они могут вести свое параллельное расследование по делу подзащитного. В Кодексе же 1960 года, кроме адвоката, защитниками могли быть и другие специалисты в области права, близкие родственники, опекуны или попечители. По мнению председателя горрайсуда В.Нейло, подобный профотбор принесет огромную пользу: «Это не нарушит права человека на защиту. В городе и за его пределами есть масса профессиональных юристов, имеющих определенную квалификацию и несущих ответственность за свои действия как перед клиентом, так и перед законом. А значит, адвокат будет браться только за те дела, в которых досконально разбирается. Кроме того, не отменено и применение бесплатных защитников, если на то есть законные основания: возраст, состояние здоровья или тяжелое материальное положение. В Константиновке проблем с назначением бесплатного адвоката никогда не возникало».
Садить до приговора будут только избранных
И в-пятых, авторы нового УПК привнесли целый ряд нововведений, которые, по их мнению, позволят «ускорить» судебный процесс. Для этого УПК пополнился целым рядом новых видов мер пресечения. Так, помимо залога, обвиняемого в нетяжких преступлениях до решения суда смогут освобождать на основании личного обязательства, личного поручительства. Юристы не исключают, что особенно популярной мерой пресечения станет распространенный в странах Европы домашний арест, а содержание под стражей будет применяться в самых крайних случаях, что позволит государству значительно сократить расходы на конвоирование подсудимых и их содержание в ИВС.
За неявку накажут рублем
Для облегчения работы судов, избежания намеренного затягивания разбирательств и борьбы с повсеместными неявками участников процесса законодатель ввел карательные меры. Если раньше к «непослушным» участникам процесса применялись приводы, уговоры и устные предупреждения, то теперь за неявку любого лица (вызванного по повестке) без уважительной причины к следственному судье, на заседание суда, к следователю либо к прокурору будет применяться взыскание. Размеры таких штрафных санкций, согласно УПК, колеблются от 0,25 до 2-х минимальных заработных плат, а решение об их применении будет принимать следственный судья.
Посудим, - увидим...
Готовы ли местные суды работать по новым правилам? На этот вопрос В.Нейло ответил однозначно: «Да, готовы. Готовиться к нововведениям на местах начали заранее. Мы, например, давно работаем в общегосударственных Реестрах и имеем свой собственный веб-сайт. Что касается нового УПК, то для нас вообще было удивительно, что в нашей стране появился настолько демократичный Кодекс, который вобрал в себя лучшие традиции европейской судебной системы: это и внедрение упрощенного судопроизводства, и договорные процессы, и многое другое. По моему мнению, большую пользу он принесет не судам и не правоохранителям, а скорее обычным гражданам, так как направлен он именно на защиту прав рядовых участников процесса. В принципе, и старый УПК всех устраивал, хотя содержал ряд не до конца урегулированных вопросов. Возможно, что и новый документ в процессе применения потребует дальнейшей доработки. Но для этого существуют пленумы Верховного суда, многочисленные разъяснения и информационные письма вышестоящих судов, основанные на местных наработках и обобщении нашей практики».
Подготовила О.Панина.