В прошедшее воскресенье, 6 сентября, состоялось четвертое заседание Константиновской территориальной избирательной комиссии. Нам повезло, наш старый знакомый, опытный участник «виборчих перегонів», внештатный журналист «Провинции» Михаил Еремеев на этом заседании занял почетное место заместителя председателя. Ему, как говорится, и «карты в руки».
М.Еремеев
— Михаил, все ли собрались, был ли кворум?
— Да, кворум был. Из 18 членов комиссии отсутствовал только один - представитель партии «Голос». Женщина от «Батьківщини» опоздала где-то на 3-5 минут, но председатель Н.Легкошкур (от ОПЗЖ) почему-то потребовала ее покинуть заседание. Мотивировала это тем, что на начало заседания опоздавшая не расписалась в журнале регистрации. Надежду Михайловну долго уговаривали. Но председатель не имеет права такое делать! На скольких комиссиях я был — такую упрямость и неграмотность головы вижу впервые! Еле уговорили.
Также при обсуждении повестки дня Н.Легкошкур незаконно не хотела ставить на голосование пункты, предложенные членами комиссии. С боем (опять нерациональная трата времени!) мы убедили ее поставить их на голосование и большинство проголосовало «за», фактически этим подтвердив неправомочность действий головы. Также споры с председателем комиссии были и по принятию присяги, и другим вопросам. Все это проблемы компетенции головы и знания законов.
Потом оказалось, что секретарь комиссии только в пятницу забрала документы из областной ВЦА, что пришли в Краматорск для нас из ЦИК. Две недели голова, почему-то, этого не делала, хотя говорила, что неоднократно ездила в Краматорск по «рабочим» делам!? Более того, пришлось уговаривать председателя комиссии даже проставить печати на журнал регистрации Входящей корреспонденции, заявлений и жалоб, а также Журнале личного приема граждан! Один из членов ТВК даже поставил под сомнение, находится ли вообще печать в сейфе комиссии, если до сих пор такую мелочь сделать не удалось.
Н.Легкошкур
— Что происходит с набором технических работников в комиссию?
— Н.Легкошкур сообщила, что предлагает нам проголосовать за принятие на работу 9 человек (4 бухгалтера, 2 системных администратора, оператора набора, деловода, юриста). Я сказал, что в настоящее время все 9 не нужны, деньги не пришли, не оборудованы рабочие места, непонятны должностные обязанности — давайте примем минимум 2-4 человека и голосовать за персональных людей. Остальных примем в процессе увеличения объема работ. Однако утвердили 9 человек… На мой аргумент, что далее голова начнет набирать людей без нашего участия, некоторые члены ТВК даже меня обвиняли, что я мешаю работе комиссии и ставили на голосование вопрос о моем удалении из заседания ТВК.
Наверное, все же осознав, что мы, как члены комиссии, отвечаем за качество подготовки и проведения выборов, а также с целью упредить появление «котов в мешке» или «джокеров» среди технических работников комиссии в будущем, мое следующее предложение утверждать персонально техработников (кроме бухгалтеров, которых будет набирать уже назначенная главный бухгалтер — опытная на выборах А.Чайка) путем открытого голосования на заседаниях комиссии поддержало большинство из присутствующих членов ТВК.
Не ожидав такого поворота, председатель комиссии заявила, что она отказывается это выполнять! И просит занести в протокол, что она также отказывалась данное предложение даже выносить на голосование... Понимаю, что такой отказ головы от своих прямых обязанностей, когда дело доходит до «неудобного» вопроса, лишь временный и скорее эмоциональный. Как по мне, то лучше уж отказываться насовсем. Нельзя быть «чуточку» головой комиссии в «нужных» вопросах, и «чуточку» не головой, когда это противоречит то ли личным мотивам, то ли партийной задаче.
После заседания комиссии я порекомендовал голове, что если она не согласна с решением большинства, то пусть подает в суд, и пишет «окрему думку» к протоколу заседания, а подписывать и выполнять наши решения как коллегиального органа, обязана!
— Все участники выборов ждали от вас определения округов для местных депутатов.
— Были рассмотрены, по сути, два варианта. Первый вариант исполкома с небольшими изменениями головы, но там было очень неудобно. Например, один округ начинался с 5-й школы и заканчивался в Дилеевке! Они мотивировали это тем, что зато примерно равное количество избирателей — около 14 тысяч. Но комиссия приняла вариант рабочей группы, созданной комиссией еще 25 августа (куда входил и я). Мы разработали более компактный вариант, создали один, самый большой округ, куда входят:
Первый - крупный спальный микрорайон — от пр. Ломоносова и ниже, Леваневского (многоэтажки), Калмыкова, Героев Труда. Всего около 23 тысяч избирателей.
Второй — от Леваневского (частный сектор), Новоселовки, Червоного до Центрального рынка и ул.Театральной. Около 13 тысяч избирателей.
Третий — от сквера «Тихий» до 2-й школы до ул.Инженерная плюс сельсоветы Белокузьминовский, Марковский, Николаевский, Веролюбовский, Новодмитровский.
Четвертый - от ул.Инженерная до 15-й школы, ж/д вокзала, Сантуриновки, Старой деревни, Красного Октября, Цинкового поселка, плюс Иванополький, Предтечинский сельсоветы до Героев Труда.
Считаю это правильным еще и потому, что тогда депутаты, избранные из близлежащих к селам районов города будут думать о расширении, строительстве в селах многоэтажек, создании новых предприятий в той местности и т.п.
— Итак, партии уже могут определять своих кандидатов по микрорайонам, где они наберут большее количество голосов.
— Да, в бюллетень они будут вносить фамилии от 5 до 12 кандидатов. Это значит, что каждая партия, выдвигающая кандидатов, должна иметь в общем списке минимум 21 человек. Первый номер в партийном списке (фамилия лидера) будет в каждом округе в левой части бюллетеня. А четыре «пятерки» - уникальны для каждого из 4-х созданных округов. Более того, вне зависимости от величины округа они могут выставлять удобное им количество кандидатов в диапазоне от 5 до 12 человек.
— Что происходит после заседания комиссии?
— Происходит неприятное. Придя в комиссию на следующий день после заседания, я столкнулся с фактом, что голова, несмотря на принятое решение утверждать техработников персонально, все равно привела незнакомого мне человека на должность деловода, заявила об этом секретарю ТВК, который также опешил от такого заявления головы. Сказала, что все равно будет нанимать людей сама. Однако это уже грубое нарушение и невыполнение решения комиссии: посторонний человек будет находиться в помещении комиссии. Мы будем вызывать полицию, если подобные действия будут продолжаться и голова будет упорно противопоставлять себя и свои «полномочия» правам и решениям коллегиального органа, законно проголосованным.
Повторюсь, если голова не согласна с нашим решением — пусть пишет «окрему думку» к протоколу, обращается в ЦИК, чтобы они его отменили или в суд! Других оснований принимать людей своим единоличным решением после нашего коллегиального решения комиссии у нее нет.
— Как избирателям ознакамливаться с решениями теркомиссии?
— Все будет оперативно вывешиваться на стенд комиссии в холле исполкома.
— Но туда, чтобы войти, из-за пандемии надо брать разрешение! Почему не расположить стенд хотя бы в «предбаннике» у входа?
— Но эти решения, как обещала голова, будут дублироваться и на сайте Горсовета.
— Тогда и сайт «Провиции» будет оперативно информировать избирателей, кандидатов и других участников выборов. Чего интересного сейчас ожидать в ТИК?
— Мы будем рассматривать жалобы на незаконную агитацию. И я обращаюсь ко всем жителям — фиксировать такие факты и подавать нам.
Беседовал В.Березин.