Двенадцать

Опубликовано moderator - Feb 22

Из наблюдений наблюдателя на участке № 94


Тому, кто видел фильм Никиты Михалкова «12», не надо объяснять ситуацию: двенадцать человек (почти как двенадцать апостолов), собравшись за одним столом в типовом школьном спортзале, решали судьбу чеченского мальчика. Они являлись присяжными судебными заседателями, и от их вердикта зависело — посадить или не посадить подростка в тюрьму.


Здесь же, в таком же спортзале школы № 3, за таким же столом, в день всенародного голосования, двенадцать членов избирательной комиссии (по шесть от Тимошенко и Януковича) решали судьбу бывшего енакиевского мальчика — быть или не быть ему Президентом. Поражала абсолютная схожесть ситуации: среди баскетбольных щитов, футбольных ворот, натянутых на окна сеток, двенадцать человек производили сложную психологическую работу. Они были серьезны и сосредоточены. К этому надо добавить, что их, как и в фильме, в конце концов закрыли в спортзале на ключ, чтобы не мешать процессу принятия решения. Причем, точно так же, как и в «12», решающий момент происходил ночью, под свет спортзального освещения.

Однако, главным отличием было то, что в это масленичное воскресенье «суд» происходил одновременно практически во всех спортзалах всех школ нашей страны. Да еще, константиновские участки были характерны возможностью «откушать» по дешевке блины (на выбор — с медом, вареньем, сгущенным молоком) от Партии регионов.

Председателем «собрания» на этом участке была преподаватель школы № 13 В. Бондаренко. То, как Валентина Ивановна работала, показывало большой опыт таких кампаний и умение организовать людей. Уже к 12 часам (опять 12!) ночи все было завершено, бюллетени запечатаны, а протоколы готовы к отправке в окружную комиссию. Она была от Януковича, а секретарь комиссии, пенсионер Ольга Голод, от Тимошенко.

Не знаю, как в других, а в этой комиссии от БЮТ люди были действительно идейные. То, как они следили за каждым шагом регионалов, каждой операцией по снятию пломб с урн, высыпанием на стол, подсчету бюллетеней, раскладыванию их по кучкам за кандидатов, — не оставляло сомнений в их неподкупности. Тем более, что трое от БЮТ были с западной Украины (Ивано-Франковская и Тернопольская области). Интересная примета — стоило в день выборов зайти на любой избирательный участок Донбасса и громко сказать: «Слава Украине!» (что на самом деле не агитация за Юлю, а приветствие!), — то по ответившим «Героям слава!» можно было определить приехавших «западян»: На этом участке галичане работали спокойно и грамотно, чем заслужили уважение и похвалу от участников процесса.

Кстати, половина членов комиссии работала здесь же в первом туре.

За время голосования особенных замечаний не было. Нескольким «поддатым» избирателям было трудно вписаться в кабинку для голосования. Те, кто пришли с «нулевого», говорили, что там не дает прохода свора из 12 (!) собак. Ну и, конечно же, люди возмущались непосыпанными дорожками. Хотя, основные пешеходные пути к школе и были посыпаны, но попробуй угадай, по каким тропинкам будут идти многочисленные избиратели из этого густонаселенного района (улицы Громова, Циолковского, б-р Космонавтов).

Еще трудно было понять другой конфуз. Извините, но туалета «в одно «очко» на школу, в которой разместились три избирательных участка (причем, по численности одни из самых крупных в городе) было явно недостаточно. Ясное дело, что больше всего неудобств было доставлено женщинам — членам комиссий и наблюдателям.

В ходе выборов делегация из трех человек (двое из них — от БЮТ) посетили 48 избирателей на дому.

Конечно же, как и везде, озабоченные явкой регионалы «мотались» по участку и подвозили на личных автомобилях всех, кто не записался на домашнее голосование и имел проблемы с передвижением.

Во время подсчета голосов и определения, какой бюллетень действителен, а какой нет, среди членов комиссии было полное взаимопонимание. Можно даже сказать, что регионалы относились к бютовцам со снисхождением. Не сравнить же 1219 человек, проголосовавших за Януковича (90,23 %) с 91 (6,7 %) — за Тимошенко.

Вот пример такого снисхождения: предложение бютовца-галичанина признать бюллетень, в котором просто написано «За Януковича», недействительным, в связи с тем, что эта фраза написана раздельно, а значит, на бюллетене имеется две пометки, что делает его испорченным, было принято регионалами без обсуждения и даже без голосования.

Надо сказать, что как ни старалась команда Януковича, почти треть избирателей на выборы не пришли. Из 1894 зарегистрированных приняли участие в голосовании 1351 (71 %). Да и «против всех» проголосовало не так уж и много — всего 36 человек (2,7 %).

Интересное сравнение: в первом туре здесь проголосовало 1206 избирателей (65 %), Януковичу отдали свои голоса 845 человек (70,1 %), Тигипко — 116 (9,6 %), Симоненко — 102 (8,5 %). Так вот, получается, что все тигипковцы и симоненковцы, голосующие здесь, теперь проголосовали за Януковича. Если к ним прибавить тех, кто не ходил в первом, а пришел во втором туре, то и получим те 90 % за Виктора Федоровича.

Это еще раз подтверждает правдивость и честность голосования и подсчета голосов на этом участке.

Действительно, как и в фильме «12», это был суд. Избиратели нашего города судили, прежде всего, силу, которая последние годы была при власти. И они эту силу поддержали. Ведь у власти в нашем городе и области беспрерывно были и есть регионалы. Избрав их представителя на пост Президента, люди оказали полную и безоговорочную поддержку их политике и действиям как в стране, так и на местах.

Конечно, к их волеизъявлению нужно прибавить нескрываемую злость, даже на физиологическом уровне (это было видно по многим избирателям, бросавшим бюллетень в урну со словами «Чтоб она сдохла», «Черты б ее взяли» и т. п.), к фигуре Юлии Тимошенко.

Не давая оценку выбору константиновцев, надо отметить продолжающееся безраздельное монопольное владение умами и помыслами наших жителей местных правителей. А с точки зрения экологии, без конкурентной среды популяция сама начинает болеть, разлагаться и приходить к концу своего существования.

Остается надеяться, что с приходом нового Президента ситуация изменится.

В. Березин.