В начале декабря в киевской галерее «АВС арт» открылась выставка известного горловского скульптора Петра Антипа. Он такой же «вынужденный переселенец» из зоны АТО, как и более чем миллион других жителей Донбасса и Крыма. В Горловке остались дом, огромная мастерская, масса скульптур. Как и у других переселенцев, сломано обычное течение жизни, потеряна недвижимость, произведения искусства. Человек попросту изгнан из родного дома.
Тем более приятно, что Антип не растерялся и не согнулся под тяжестью пережитого. Он нашел в себе силы на «новое начало», «новую перезагрузку» своего творчества.
Его работы уникальны. Я не знаю другого скульптора, который был бы столь узнаваем и в своих живописных полотнах. Живопись и скульптура у него, как два крыла у птицы. Они равнозначны и равнозначимы.
Петр Антип в живописи очень археологичен. Часто рисует камни с проступающей фактурой, камни, обработанные рукой древнего человека, камни, вырастающие из земли бабами Скифии или Сарматии. Ощущение, что перед тобой пласты истории, даже праистории. Ощущение археологии знания об Украине.
Картина «Между прошлым и приходящим», написанная в 2008 году, гармонична по цвету, камни на ней упорядочены. Если сравнить ее с картиной года 2014 «Год синего коня», то в последней работе видна дисгармония по цвету и декору, на полотне господствует каменно-предметный хаос.
Модернизм? Да. Но он столь же много свидетельствует о настоящем Донбасса, о «безумии в головах» многих земляков, агрессии фашизоидной России, как «Герника» Пикассо о гражданской войне в Испании.
Язык этого художника далек от шароварщины. Антип уже лет 25, как признан в Европе, его работы пользуются спросом на мировом арт-рынке. К слову, даже Константиновка, - пункт, где здравый смысл останавливается в недоумении перед извращенной реальностью ДНР - РФ – Орды, украшена его работами. Это львы на Ломоносова перед ДК «Октябрь». Не смейтесь. Даже великие вынуждены работать на рынок, на заказ, на потребу дня.
С памятником инженеру Горлову на родине скульптора, конечно, не сравнить, зато львы стоят у нас в центре города, пусть и декоративно – попсовые. Впрочем, такого «доходного китча» у художника мало. Украинский активист, он был оппозиционен власти всегда, проживая при этом в Донбассе. «У меня отбоя от заказов не было бы, если бы я пошел на сотрудничество с Партией регионов», - говорит скульптор. Возможно, какая то высшая сила хранила мастера от чрезмерных испытаний медными трубами, большими деньгами, давая при этом все необходимое для безбедной жизни и творчества.
И художник выработал свою уникальную философию, воплотив ее в камне, в красках и в своей судьбе. Антип сформировал себя как уникальную и красивую личность, которая научилась свободно жить и реализовывать себя в творчестве. Вот этой личной свободой, которая сама по себе не дается, а отвоевывается у жизни, Антип интересен прежде всего. Его творчество есть проекция его внутренней свободы вовне.
Здесь уместно вспомнить магию имени Петр. Камень. Его философия исходит из первичности камня. На вселенский первокамень ляжет золото, металл и почва, на почву встанет первочеловек. Интенции художника глубже вышиванки и писанки. Они равновелики самым древним пластам украинской мифологии. Магия его творчества такова, что «украинскость» обретают вещи изначальные. Камень, проросший в степи. Рисунок на камне, которому тысячи лет. Как легендарный казак Илья Муромец останавливается в недоумении перед горою: Святогором-богатырем, так и современный зритель принужден осмысливать феномен первичности украинского в работах Петра Антипа.
Антип геологичен. Пласт за пластом, он вскрывает такие глубины истории, которые перестают быть историей, которыми занимается только геология. Каким-то невероятным образом узнаешь во всем этом Украину, а конкретно – Донбасс. У Петра Антипа отношение к камню степного жителя. Камень в нашей степи – событие. Он единичен. Он почитаем. Это или баба на кургане, или объект, проросший из земли, или каменная гора в степи. Камень сакрален. Антип – наиболее аутентичное выражение Украины-Донбасса в живописи и скульптуре.
И.Бредихин.