Часть 1. Часть 2.
Как ни странно, впечатления от черновицкого начальства не менее сильные, чем от архитектурных изысков и природных красот. Понятно, что страна, система власти те же, что и в Донбассе, те же, да не те. Первое впечатление — власть украиноязычна сверху донизу. Для голови осередку товариства Олекси Тихого из Константиновки кайф непередаваемый. Тут у меня все на уровне генетики, никакой политики — мова й церква на Украине должны быть украинские. Кроме того, власть на Буковине культурна. Я был по-доброму шокирован, когда молодая жиночка-руководитель районного отдела культуры присоединилась к народному ансамблю и запросто начала петь коломойки. Она не просто руководитель, она сама - органическая часть буковинской культуры. Где бы мы ни оказывались, везде первые руководители были, что называется, «в теме». Будь это Хотинский замок, где директор заповедника обращался к районному руководителю и тот с лету продолжал рассказ, свободно оперируя датами, цифрами, фактами; будь это пресс-конференция губернатора Черновицкой области Михаила Николаевича Папиева.
Хотинская крепость
Один из ведущих политиков Партии регионов, советник президента Януковича был назначен губернатором своей родной области в марте 2010 года. Область в некотором смысле уникальна. Не только исторически. В смысле электоральных предпочтений, Буковина практически воспроизводит Украину. Здесь есть районы на севере, голосующие так, как Галичина. Черновцы, Хотинский район напоминают центр страны — Киев или Черкассы, как восток Украины голосуют бессарабские районы с преобладанием там молдавского населения, а есть и свой Крым, районы с населением румынским, тяготеющим к тесному сотрудничеству со своими братьями за прозрачной теперь государственной границей. Область многоконфессиональна и многонациональна, но в этом Вавилоне воистину поражает толерантность и терпимость.
Межнациональное соперничество и борьба никуда не делись, но происходят они по европейским правилам, когда в ответ на строительство церкви румынской или московской, строится церковь украинская. А в селах рядом с памятником советскому солдату стоит крест воинам УПА, да еще увитый черно-красными полотнищами Конгресса Украинских Националистов. Оказавшись правящей в регионе, где политический плюрализм и многопартийность заложены как историческая традиция, Партия регионов и проводник ее политики Михаил Папиев демонстрируют на Буковине политику, вызывающую у меня симпатию.
Наш коллега П.Кобевко с Папиевым на пресс-конференции
Начну с того, что с буковинской стороны проектом «Украина глазами редактора» руководил главный оппозиционер области, главный редактор газеты «Час» Петр Дмитриевич Кобевко. Причем, последняя его акция - плакат в окнах своей редакции «Украине — поместную церковь» по ходу следования кортежа Патриарха РПЦ Кирилла состоялась 3 октября, в самый день нашего приезда в Черновцы. На пресс-конференции Папиев сидел рядом с Петром Кобевко и с обаятельной улыбкой говорил о необходимости существования сильной оппозиции для обеспечения сохранения конституционных прав и свобод: «То, чем я горжусь в Черновцах, — это свобода слова и свобода совести»; «Если кто-то заявит о своем желании установить контроль над прессой, я попрошу, чтобы его освидетельствовал психолог».
Так он с гордостью рассказал, что в Черновцах у власти нет, кроме своего сайта, никаких ни средств массовой коммуникации, ни доли в уставных фондах их. Отменен институт аккредитации, и любой журналист любого издания может зайти на пресс-конференцию к высшему должностному лицу области. А для журналистов из глубинки раз в неделю проводится селекторная пресс-конференция.
Вообще, в сравнении со временем периода своего министерства в Киеве, когда, честно говоря, на меня он впечатления особого не произвел, здесь в Черновцах, в своем родном городе, Михаил Папиев впечатление оставил у меня яркое. Он с упоением говорил о ремонтах и реконструкциях, сыпал десятками и сотнями имен, адресов, цифр, названиями церквей, икон, синагог, рассказами об их истории. Я увидел руководителя, который любит свой край и город, и счастлив, когда может его обустроить и обновить. Вот уж не думал, что у региональной власти на Буковине будет такое симпатичное лицо.
Здесь системно начали развивать туристическую отрасль. Продлили на 316 метров взлетно-посадочную полосу аэродрома без копейки бюджетных денег. С 1 декабря он сможет принимать самолеты любого класса. «Без этого сейчас никак», - уверен руководитель. «А деньги откуда?» - удивились мы. «С Калиновского рынка (один из самых больших рынков на Украине), где бизнес вывели из тени в связи со сменой руководства. Эти деньги пошли в местный бюджет и их хватило на взлетную полосу», - ответил Папиев.
Он с гордостью говорит об отреставрированной Филармонии, о ремонте в театре Ольги Кобылянской. В Филармонии мы побывали. Кроме роскошного помещения, увидели там выступление Буковинского академического ансамбля песни и танца. В советские времена таких ансамблей было множество. Их уровень был очень высокий. В Черновцах гордятся, что этот ансамбль сохранили. Сидели мы в пятом ряду и была возможность рассмотреть детали. Одна меня поразила. Их руководитель вызывал певцов-солистов на бис, и они брали ноты еще более высокие. Не большой я специалист, но было это где-то вверху, в районе третьей, четвертой(?) октавы. И вот один ему отвечает, а по губам можно было прочитать: «Я больше не могу». То есть, как спортсмен идя на рекорд, выкладывается так, что это на грани, а иногда и за гранью человеческих возможностей. Так и на этом концерте. Солисты действительно пели украинские народные песни и песни буковинских композиторов на грани своих возможностей! Браво! Я, честно говоря, не припомню такой самоотдачи на сцене. Браво!
Черновицкая власть выработала стратегию развития туризма у себя на годы вперед. Идея — создавать информационные поводы и приглашать гостей. Здесь поражает долгосрочное планирование. У нас ведь как-то привыкли в стране мыслить масштабом до ближайших выборов, максимум на год вперед. А за поводами у черновчан дело не станет.
Так, в Хотине стоит великолепной сохранности средневековая крепость. Здесь несколько раз решалась судьба Восточной Европы — Речи Посполитой, Османской империи, Молдавии, Украины, Австрии. Здесь навсегда в 1621 году вписал свое имя в историю, возможно, самый славный гетман Запорожья Петр Конашевич-Сагайдачный. Стены крепости миллионы зрителей видели в «Балладе о доблестном рыцаре Айвенго», «Стрелах Робин Гуда» и еще множестве советских исторических фильмов. Здесь идут масштабные реставрационные работы. Появилась своя картинная галерея, музей старинной боевой техники. А главное, у руководства деловой человек, историк Михаил Павлович Михайлина. Он, как и его отец, всю свою жизнь отдал на изучение и восстановление Хотинского замка, полон планов, среди которых создание международного фонда, что даст доступ к турецким, австрийским, русским архивам.
Но не только туризм в планах развития области. Мы побывали на заводе фирмы «Галс» ЛТД в Глыбовецком районе. Склоны Карпатских гор густо покрыты березой. А завод производит не только экологически чистый березовый сок, его ассортимент составляют 33 вида соков. Выпускает также консервированные огурцы и помидоры. Предприятие внедряет у себя европейские стандарты контроля за качеством. Дело в том, что его продукция экологически безупречна. Ее с удовольствием покупают в Польше. Сертификация по стандартам ЕС даст возможность получать за свою продукцию существенно большие деньги. На предприятии гордятся сбереженными еще советскими технологиями. Свою продукцию выпускают исключительно в стеклянной таре. Не используют консервантов. Так работать сложнее, но здоровье покупателя здесь ставят во главу угла.
Буковина не имеет такой мощной индустрии, как наш Донбасс, она занимает первое место по Украине по темпам роста новых посадок фруктовых садов и темпам строительства хранилищ с искусственной газовой средой. В общем, область ищет и находит пути повышения своего производственного потенциала.
«Вы там о нас получше напишите», - в конце пресс-коференции высказывал пожелания губернатор Папиев. «Да мы вот думаем, как тут у Вас насовсем остаться», - ответил ему под общий смех чей-то голос.
Игорь Бредихин.