Прошло полгода с момента проведения конкурса на выполнение демонтажа части недействующих трамвайных маршрутов Константиновки. Именно этот шаг городские чиновники от коммуналки без преувеличения называли единственным шансом на спасение горэлектротранспорта от банкротства. Миллионные долги по зарплате, бесконечные претензии налоговиков, ПФУ и других кредиторов, горы переписки, судебные тяжбы и полная депрессия в душе у руководства и работников, уставших от постоянной борьбы за жизнь... О том как сейчас живет городской трамвай, мы спросили у директора предприятия Эдуарда Татаренко.
- Эдуард Анатольевич, помогла ли предприятию оптимизация маршрутов, в результате которой подрядчик демонтировал часть рельсового пути недействующих маршрутов?
- Демонтаж самих рельсов, списанных решением сессии горсовета в 2010 году, уже завершен. А до конца лета подрядчик планирует собрать шпалы, которые из-за выбранного способа демонтажа остались в земле. Процедура немного затянулась из-за морозов, которые пришлись на начало демонтажа, но в любом случае это помогло предприятию не только относительно своевременной выплаты текущей зарплаты, но и дало возможность погасить часть старых долгов. В частности, из денег, полученных от реализации металлического рельса, мы успели закрыть почти всю задолженность по зарплате 2008-2010 годов, а это где-то 750 тысяч гривен с учетом налогов и начислений, еще около полумиллиона пошло на погашение долга перед Пенсионным фондом. Порядка 150 тысяч гривен на уплату налога на землю, который много лет тянулся за предприятием и в 2005-м привел к описи и реализации резервных трамваев, которые служили КТУ амортизационным фондом запчастей.
Кто не оправдал планы на металл?
- Члены транспортной комиссии исполкома на одном из последних заседаний отметили, что вырученная от продажи металла сумма в 1 млн 199 тысяч грн. оказалась значительно меньше ожидаемой. С чем это связано?
- Частично материалы демонтированного рельса редкой марки мы оставили для ремонта совмещенного с асфальтом трамвайного полотна на Северном путепроводе и на участке пути от Емельянова до Интерната. Остальной лом был реализован через Донецкий метзавод. Причем, отдельными партиями, при этом цены на металл, как вы знаете, постоянно менялись. Кроме того, расчеты и выводы относительно пригодности материалов для продажи готовым изделием, предоставленные прежним руководством предприятия (около 40% от общего количества), были очень относительны. Не весь рельс доступен обзору, при оценке его верхней части не было учтено его состояние в земле. С учетом солидного возраста, металл подвергся коррозии и истиранию. И только при составлении дефектных актов и проведении экспертизы выяснилось, что на каждом погонном метре рельса мы потеряли около 4-х килограммов от нормативного веса, прописанного в соответствующих ГОСТах. Кстати, уже во время демонтажа мы обнаружили «лишний» километр пути, который «выпал» из поля зрения составителей расчетных таблиц. «Помогли» и местные охотники за металлом. Во время работ подрядчика было совершено три хищения рельсов, и только в одном случае нам удалось вернуть свое имущество.
Битый небитого везет
- Нам известно, что хозяйство КТУ постоянно подвергается кражам. Как это отражается на работе предприятия?
- Знаете, только за последнюю декаду июня у нас произошло 5 хищений контактной сети (медного провода). Причем, одно из них — на действующей линии. Самое обидное - люди говорят, что им нужен трамвай и в то же самое время ленятся хотя бы вызвать милицию, когда просто под их окнами с сопутствующими световыми и звуковыми эффектами вандалы грабят наши линии, принося предприятию огромные убытки. Кроме потерь материальных, мы несем косвенные убытки: мы вынуждены останавливать движение по маршрутам и бросать все силы на ремонт поврежденных линий, теряя выручку и срывая графики движения. Я неоднократно обращался за помощью к правоохранителям и органам местного самоуправления, но результата это не принесло. Не помогает и постоянное патрулирование бригадой сотрудников КТУ, которые круглосуточно объезжают город.
Зарплата: не было бы счастья, да несчастье помогло
- Долгое время КТУ отличалось самой низкой зарплатой и самыми плохими показателями ее выплат, чего удалось добиться в этом направлении?
- На сегодняшний день КТУ имеет один из лучших показателей по темпам погашения невыплаченной заработной платы в регионе. Если в Донецке, например, задолженность перед работниками горэлектротранспорта составляет месяц, в Горловке только ожидают выплат за апрель, то мы закрыли своим людям уже часть мая. Еще один положительный момент — по предписанию КРУ и других контролирующих органов, под пристальным вниманием которых мы находимся постоянно, минимальная зарплата приведена в соответствие отраслевому соглашению. Например, зарплата водителя, с учетом выполнения плана, надбавки за совмещение должности кондуктора и премиальных от проданных билетов, доходит до 2500 гривен чистыми, что в два раза больше прежней. Это, параллельно с сокращением штата (с 90 до 50 человек) позволило нам приостановить текучку и вернуть на предприятие старые квалифицированные кадры. Стоит отметить, что не последнюю роль в этом сыграли деньги, полученные от реализации списанного трамвайного полотна. Субвенции из госбюджета, как вы знаете, приходят с опозданием, и не покрывают даже половины стоимости льготных перевозок, общая прибыль от продажи билетов с начала года составила около 100 000 гривен, ежемесячная дотация из городского бюджета в 45 тысяч тоже не спасает. Только на «чистую» зарплату сотрудникам предприятия нужно более ста тысяч в месяц, не говоря уже о ремонтах пути и подвижного состава.
- Каковы планы предприятия на ближайшее время?
- Самый животрепещущий вопрос сегодня — ремонт трамвайного пути и подвижного состава КТУ, которые находятся в плачевном состоянии. Это и усталость металла, и отсутствие средств на приобретение запчастей для ремонта вагонов, и побочные препятствия в виде судебных тяжб и постоянного накручивания различных штрафных санкций по старым долгам. Кстати, только ПФУ наше предприятие должно еще около миллиона гривен. Да и с точки зрения закона тратить деньги на амортизацию и обновление основных фондов КТУ может только после того, как полностью рассчитается с долгами по зарплате. На капремонт в специализированном предприятии, который сегодня обходится приблизительно в 500 тысяч гривен, мы, естественно, расчитывать не можем. В этом году нам удалось выделить только 70000 гривен на самые необходимые комплектующие для механической части. Остальное, практически из ничего, волшебным образом изготавливают наши слесари. В общем, планов громадье, есть над чем работать и к чему стремиться.
В Константиновке появился сказочный «голубой вагон»
- Мы знаем, что к реальной поддержке константиновского трамвая также приложили руку волонтеры, чем они помогли вашему предприятию?
- Практика волонтерской помощи горэлектротранспорту, в отличие от других городов, в Константиновке, действительно, отсутствовала. Но недавно к нам приехали любители электротранспорта - обычные люди, жители моего родного города Донецка. За свои личные деньги, в свое свободное от работы время, вместе с нашими водителями они покрасили один из вагонов. Теперь обновленный вагон с голубыми шторами и аккуратным уютным салоном стал похож на игрушечный. Кто-то из ремонтников даже подрисовал его фарам реснички и сделал их похожими на настоящие глаза, которые с улыбкой встречают своих пассажиров.
P.S. Кто знает, возможно, среди волонтеров, желающих безвозмездно помочь городскому трамваю, вскоре появятся новые люди. И наш трамвай с их помощью и молитвами льготников будет жить долго и счастливо. Но рассчитывать на помощь сверху, от бюджетов области и госказны, нам точно не приходится — денег на обещанные программы поддержки и развития электротранспорта не дадут. Уже в середине июля в Донецке состоится заседание специальной комиссии. На нем руководство области заслушает представителей городских трампарков и решит, кому оставить трамваи и троллейбусы, а у кого забрать. Не согласным предложено только два выхода — либо закрывать убыточный социальный транспорт, либо содержать за счет горбюджетов... Сколько продержится Константиновка, — неизвестно, но на ближайшей сессии депутатам будет предложено проголосовать за демонтаж оставшихся частей трамвайного пути и контактной сети недействующих маршрутов.
О.Панина.