Зима в приюте для бездомных

Опубликовано moderator - Jan 09

Побывать в этом новом для города учреждении — значит, прогуляться как бы в несуществующее место. Центр по учету бездомных (так правильно он зовется) пока не открыт официально, не все готово для выполнения его обязанностей. Но жизнь в нем закипела, как только начались снегопады и морозы.

— На нашей базе открылся круглосуточный пункт обогрева, — говорит директор центра Ольга Красикова, — к нам можно прийти погреться, выпить чаю и переночевать. Есть старенькие кресла, несколько спальных мест. В палатке МЧС и терцентре для одиноких нетрудоспособных, где действуют такие же пункты обогрева, предупреждены, что всех людей, которым негде ночевать, в мороз надо отправлять к нам. Предупредили и «скорую» с милицией. Надо сказать, что за две недели холодов к нам заходили с десяток человек, просто согреться.

Когда некуда идти

Но есть в приюте и постоянные обитатели. Те, кому совсем некуда пойти. Кому холодно не столько из-за зимы, сколько из-за беды, неустроенности и неприкаянности. Сейчас здесь гостят шестеро. Они очень неохотно говорят о себе, стесняются своих бед. Объединяет их только одно — даже временный статус этого «теплого» пункта в нынешнем декабре действительно спас им жизнь.

Два дня назад привезли новичка, назовем его Юрием. Нестарый еще мужчина рассказал, что когда-то жил в общежитии, да супруга выгнала. Что стало причиной, не говорит, не отвечает и на вопрос, давно ли так мыкается, судя по виду, — давно. Полторы недели в эти морозы несчастный ночевал на улице. К счастью, все-таки успел добраться до приюта, пока не отмерзли обутые во вьетнамки босые ноги, и пока не сильно воспалилась порезанная рука. К счастью, приглашенные медики из второй больницы оказали помощь, подлечили обмороженные ступни, раны и ожоги. Сейчас он не нарадуется простейшим для многих вещам — теплу, нормальной постели, горячему чаю. Одно плохо — Юре надо серьезно лечить суставы, а это слишком дорогое удовольствие.

Не так давно сюда прибыли и двое жителей Новоселовки. Родственники Сергей и Андрей с горем пополам обитали в разрушенном, отключенном от всех благ частном доме, пока было возможно. Когда поняли, что погибнут в этих руинах от холода, взяли вещи и пришли проситься в пункт обогрева.

На фоне этих несчастных другой гость, Дмитрий, выглядит более благополучно. Хотя жизнь его тоже не баловала — вернувшись из «не столь отдаленных мест», 60-летний мужчина нашел свой дом разграбленным и разобранным почти до фундамента. Сейчас он занят восстановлением документов. «Про приют я узнал из газеты, он меня просто спас. Не знаю, что было бы со мной», — говорит Дмитрий.

Здесь тарелкой супа не обделят

Быт в одном из бывших корпусов второй больницы, где расположен приют, скромный. Но сотрудники постарались как-то расширить тот минимум, который предписывают правила пункта обогрева. Здесь можно помыться, нагрев воду в тазу, постирать вещи — новые обитатели, попав сюда, сразу просят эти нехитрые блага. Две комнатки, куда поставили восемь кроватей, отапливают электрическими обогревателями. Спальных мест добавили после того, как в пункт пошли люди.

На питание для пункта обогрева власти выделили 500 грн. Администрация же пытается растянуть эти деньги с учетом бездомных «постояльцев» до весны. Хотя столоваться в приюте им вроде бы и не положено. Ольга Алексеевна раздобыла у приятелей-спонсоров капусты и намерена ее засолить, чтобы постояльцы делали себе салаты, покупает более дешевый социальный хлеб. Крупы, чай, масло жертвуют сердобольные горожане. Картошку, лук приносят из дома сотрудники, они же по очереди у себя готовят еду. Худо-бедно, но тарелка супа в день несчастным обеспечена.

Уважать себя и других

Требования к ним одни: не пить, курить только на улице и помогать убирать. Из досуга — только радио и немного книг. Большую часть дня бездомные проводят в комнатах в разговорах, намерзнувшись, люди отчаянно жмутся к теплу и человеческому общению. Отношение к персоналу — уважительное. Отношение работников к гостям — тоже.

— Мы не знаем, в какой ситуации может оказаться любой из нас, поэтому никакого пренебрежения к подопечным ни я, ни мои сотрудники себе не позволяем, — говорит Ольга Красикова.

«Соломинка» для замерзающих

Она считает, что пункт обогрева создали очень вовремя. Официальная и полноценная работа центра учета бездомных подразумевает выяснение их статуса (человек не должен иметь жилья), помощь в восстановлении документов, справок от врачей. Днем люди отсюда должны будут уходить, ища заработка самостоятельно, и возвращаться только на ночлег. А сейчас, пока действует пункт обогрева, здесь обязаны принимать всех без каких-либо условий, подтверждения личности, расспросов о семье и т.д.

— Наш пункт обогрева будет работать до весны, — говорит Ольга Алексеевна. — Думаю, что пока у нас людей не так много, потому что о пункте обогрева на второй больнице знают немногие. Когда информация распространится, горожане привыкнут, таких бедолаг объявится намного больше. Дай Бог, чтоб места всем хватило. За осень, когда мы только организовывались, и не могли работать, к нам приходило человек сорок. Помогали им, чем могли: искали одежду и обувь, некоторых отправляли в приюты Дружковки и Славянска. Кстати, здесь я, как говорится, сердцем поняла, как важно, чтобы был кто-то, кто не отвернется от твоих бед. Очень много людей нуждаются в помощи. Жаль, пока приходится отказывать. Недавно, например, звонила женщина, ее обманули при продаже квартиры в Донецке, оставив без денег и документов. Обретается сейчас у кого-то их знакомых, просит помощи в восстановлении бумаг. Но у нас пока некому этим заниматься, нет социального работника.

Открытие под вопросом

Когда состоится долгожданное открытие Центра учета бездомных, его директор не знает и сама. Впереди — серьезный капремонт и перепланировка здания. В прошлом году 300 тысяч гривен выделила область, на них починили крышу, установили пластиковые окна. В бюджет 2013 года город заложил еще 660 тысяч.

— У нас с исполкомом полное взаимопонимание, в помощи нам не отказывают. Но если бы бюджетные деньги пришли сразу, то перестройка корпуса заняла бы всего три месяца, — объясняет Ольга Алексеевна.

А пока приют живет зимними заботами, здесь помогают людям сами и ждут помощи горожан. Многие не отказывают, несут постельное белье, старенькие полотенца, продукты. В основном выручают медработники второй и пятой больниц. А дефицит посуды стараниями жертвователей ликвидирован полностью, но вот продукты и главный дефицит — мужская теплая обувь, нужны всегда.

В Новогоднюю ночь и Рождество здесь не было и не будет елки, да и телевизора пока тоже нет. Но зато гарантированно будет то, без чего не обойтись попавшему в беду человеку — ночлег и теплый кров.

В.Гейзер.