Право на труд VS право на отдых – дискриминация в действии

Опубликовано moderator - Aug 18

Через две недели мы, украинцы, будем отмечать 30-летие независимости нашей страны. Это период, за который можно с уверенностью провести определенный анализ новейшей истории Украины и сделать выводы – что удалось, что нет, и что нужно менять в государственной политике. Как сказал президент В. Зеленский: «это возможность понять, чему мы научились за годы независимости и чему должны научиться, чтобы никогда ее не потерять». Одному из таких анализов и посвящена данная статья. Начну с того, что независимо от наших с вами политических предпочтений, мы, украинцы в целом, за последнее десятилетие привыкли, что каждый год правительство по случаю государственных праздников вводит своими распоряжениями дополнительные выходные, когда народ «гуляет» по 4 дня подряд. А потом, как показывает практика, «отрабатывает» в поте лица предоставленные государством «бонусы» по еженедельным выходным, в частности по субботам. 

Еще в далеком 2011-м году Верховной радой Украины по инициативе народного депутата от Партии регионов Мирошниченко Ю.Р. была внесена поправка в 67-ю статью Кодекса законов о труде Украины, которой были введены следующие две новации.

Первая новация дает право Кабмину рекомендовать руководителям предприятий (организаций, учреждений) перенос рабочего дня на ближайший выходной (субботу) в случаях, если такой рабочий день приходится на дату между государственным праздником и очередными выходными (суббота и воскресенье).

Вторая – предусматривает обязанность собственника предприятия или уполномоченного им органа в случае применения данной рекомендации правительства не позднее, чем за два месяца издать соответствующий приказ о переносе выходных и рабочих дней на предприятии, причем обязательно согласовать этот перенос с действующей на данном предприятии профсоюзной организацией.

Так, к примеру, в этом году празднование Дня независимости Украины 24 августа приходится на вторник. Рабочий же день понедельника, 23 августа, распоряжением Кабмина № 1191-р от 30.09.2020г. рекомендуется работодателям перенести на ближайшую субботу, 28 августа. Получается, что будет возможность не работать 4 дня подряд – с 21-го по 24-е августа. А в конце трудовой недели иметь лишь один выходной – 29 августа, т.е. в воскресенье.

Напомню, опираясь на это же распоряжение, в начале сего года работодатели по подобной процедуре уже переносили рабочий день с 8-го января (пятницы) на выходной день 16-е января (субботу). Те, кто праздновали 7-го января в государственный выходной «православное» Рождество Христово, которое в недельном цикле пришлось тогда на четверг, благодаря вышеуказанному документу после данного церковного праздника имели подряд целых 3 дня для отдыха и пополнения сил после участия, по-видимому, в церковных литургиях. Всего же дней отдыха было также четыре – с 7-го по 10 января. Затем была 6-ти дневная трудовая неделя. И один выходной был снова в конце недели – 17 января, воскресенье.

Таким же образом и этой осенью по случаю празднования очередного государственного праздника – Дня защитника и защитниц Украины, который с 2015 года ежегодно отмечается 14 октября (и в этом году приходится на четверг), правительством рекомендуется перенести следующий за ним рабочий день с пятницы, 15 октября, на 23 октября, субботу. Опять будем иметь 4 дня выходных, с 14-го по 17 октября.

Затем снова будет 6-ти дневная трудовая неделя. И снова один лишь выходной в конце недели – 24 октября, воскресенье.
И все бы ничего, если бы не тот факт, что такая практика «ручных» переносов рабочих дней на выходные (а как показывает практика, что этим выходным днем постоянно является суббота), может считаться дискриминационной политикой, проводимой государством по отношению к тем людям, которые не относят себя к православным или католикам.

Ведь, с одной стороны, мы, украинцы, живем в стране, в которой согласно 35-й статьи Конституции Украины, «никакая религия не может быть признана государством как обязательная». В том числе и обязательный «религиозный» выходной. Однако в нашем украинском «банке» общегосударственных праздников, которых насчитывается 11 штук, лишь 7 являются «светскими», т.е. такими, что могут отмечаться независимо от вероисповедания граждан. Четыре же праздника из 11 (т.е. 36%), а именно: православные Пасха и Троица, а также два Рождества Христова, (одно - по григорианскому календарю, а другое – по юлианскому), имеют ярко выраженный религиозный подтекст. Более того, как-то странно получается, что в государственные «религиозные» праздники отдыхают все. Начиная от людей действительно верующих, использующих этот день для посещения православных или католических храмов с целью участия в церковных обрядах и ритуалах и укрепления своей веры,  заканчивая номинальными христианами, живущими в отрыве от библейских предписаний, а также представителями других нехристианских течений и даже атеистами.

И как быть тогда с религиозными правами тех людей, наших сограждан, кто исповедуют ислам, и для которых такие праздники, как Ураза-байрам и Курбан-байрам (и другие) являются священными? И почему те наши сограждане, кто исповедуют иудаизм, не могут в такие праздники как Песах, Шавуот, Рош-ха-Шана, Йомм-Киппур, Суккот и Ханука иметь также официальный день отдыха, утвержденный в календаре на уровне государства? 

А для кого-то даже каждая суббота в недельном цикле уже от заката солнца в пятницу является священным днем, «шаббатом», – днем, в который необходимо воздерживаться от любой работы и посвятить это время Богу, личной молитве, посещению церковного собрания и общению в семье. Почему тогда перенос рабочего дня постоянно происходит на субботу, а не на воскресенье? Почему государством не дается право выбора – в какой день работать, а в какой – отдыхать? Ведь 24-я статья Конституции Украины четко гласит, что «граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или иным признакам». Доставшийся же в наследство от эпохи УССР и действующий поныне Кодекс законов о труде считает «общим выходным» лишь воскресенье.

Получается, что в нашей стране по факту есть привилегии все-таки для одной категории граждан, в то время как другие вынуждены терпеть подобную «законную» дискриминацию и договариваться с работодателями, периодически лишаясь работы из-за «неудобного» или «сектантского» вероисповедания, подразумевающего отдых в субботу?

С другой стороны, если мы говорим, что наша страна движется в ЕС, то «анализ опыта стран мира в вопросах переноса рабочих дней доказывает, что в Белорусии, Польше, Словакии, Чехии, Литве, Франции, Дании, Нидерландах, США и других странах такой практики нет.

Перенос рабочих дней является типичной советской традицией, которая сохранилась лишь в некоторых постсоветских странах, в частности, в России». Так следует из текста пояснительной записки к проекту закона № 4597, зарегистрированного в Верховной Раде Украины 15.01.2021 группой депутатов от партии «Слуга народа», которым предлагается ликвидировать введенные в 2011-м году новации к 67-й статье КЗоТа  и запретить переносить выходные и рабочие дни на предприятиях, кроме случаев, установленных этим Кодексом.

Таким образом, после принятия данного законопроекта дополнительный выходной день будет лишь в случае, когда государственный праздник или «нерабочий» день приходится на субботу или воскресенье. 

Давно пора прекратить практику подобных «добровольно-принудительных» переносов рабочих и выходных дней в недельном цикле. А также уравнять в правах граждан, имеющих различное вероисповедание,  - либо оставить одни лишь «светские» праздники в календаре, либо предоставить и другим религиозным, в том числе  мусульманским и иудейским праздникам, статус «общегосударственных» со всеми вытекающими правами и последствиями для нашей страны. Причем предоставить право отдыха в такие дни лишь тем гражданам, кто реально имеет отношение к той или иной религии и может подтвердить это соответствующими документами (является членом религиозной организации, принимает участие в  религиозной деятельности). 

Как сказал министр культуры и информационной политики Украины Ткаченко А.В. во время коллективного интервью в Киеве, организованного Украинским кризисным медиацентром и Эстонским центром Восточного партнерства в первых числах июня сего года, в Украине функционирует Совет церквей и религиозных организаций (СЦиРО). Этот орган на общенациональном уровне проводит межконфессиональный диалог между государством и религиозными организациями, участвует в разработке законопроектов. «На сегодняшний день уже существуют законопроекты, которые предусматривают возможность мусульманам, иудеям и верующим менее массовых конфессий отмечать свои праздники с правом брать на эти даты, например, день-два-три, выходные дни с последующей отработкой», - сказал министр Ткаченко. 

И если статья 35 Конституции Украины декларирует, что любому гражданину предоставляется право «беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды», то оно не должно быть ограничено 23-мя «друзьями Оушена», министрами Кабинета министров Украины, или 450-ю «спартанцами» - депутатами Верховной рады Украины. Каждый гражданин Украины должен иметь право выбора, – в какой день работать, а в какой отдыхать, в том числе и  сообразно своих религиозных убеждений.

P.S. В нашей громаде совет церквей и религиозных организаций отсутствует. Также ни одна религиозная организация громады не представлена официально в Общественном совете при исполкоме Константиновского городского совета.

P.P.S. Опрос для наших читателей – сталкивались ли вы лично или ваши знакомые с дискриминацией по религиозному признаку в семье, во время учебы в учебных заведениях или во время работы на предприятиях нашей громады?  О подобных фактах прошу уведомлять по телефону 050-959-95-10. Все звонки конфиденциальны.

Материал подготовлен в рамках совместного проекта Украинского кризисного медиацентра и Эстонского центра Восточного партнерства

Михаил Еремеев, внештатный корреспондент газеты «Провинция», замглавы Громадской рады при исполкоме Константиновского городского совета