Не видящие солнца просят быть добрее к ним

Опубликовано moderator - Dec 21
Третьего декабря отмечается Всемирный День инвалидов. Вместе с другими людьми с ограниченными физическими возможностями, отмечать его будут и члены городской организации УТОС. Представление о них, как о несчастных людях, не имеющих к зрячим никакого отношения и живущих в другом мире, — стереотип, считает Иван Ильич Филь, председатель организации УТОС. Ибо черта, за которой люди перестают видеть, очень зыбкая и перейти ее можно в любую минуту.

Сейчас общество УТОС насчитывает более двухсот человек. В этом году к числу незрячих добавились еще девять. Зачастую в таком положении оказываются совсем молодые люди. В одном из сел заболела и ослепла 26‑летняя девушка, другая — горожанка 22 лет, потеряла зрение еще подростком, тоже вследствие болезни. Бывшая бригадир полеводческой бригады перестала видеть после того, как несколько лет назад в поле вблизи от нее ударила молния. Люди вынуждены жить без света, но не в изоляции от мира.

День инвалида для незрячих — лишний повод напомнить о себе властям. В УТОСе полагают, что об их проблемах позабыли, комитет доступности собирался последний раз еще в апреле. Обсуждался тот же круг вопросов: открытые люки, выбоины на тротуарах, отсутствие специального дорожного знака и звукового «светофора» на переходе у парка металлургов по ул. Ленина. Коммунальщики божатся, что люки закрывают, а почему в них до сих пор падают незрячие люди, им не понятно. А ставить звуковой светофор на пешеходном переходе, — слишком дорого, — 110 тысяч грн. городской казне взять негде.

Но есть одна проблема, которую сегодня в обществе слепых считают самой главной. «Наших инвалидов просто силком выставляют из городских автобусов», — жалуется Иван Ильич.

Тема эта в последнее время стала еще острее. По действующим нормативным актам проезд в городском транспорте инвалидов по зрению І и ІІ групп должен быть бесплатным, только транспортникам на это наплевать. Везти незрячего, которого угораздило выйти на остановку, чтобы доехать до больницы или социальной службы, водители не хотят, проезжают остановки, где заметили человека с белой палкой слепца, а то и вовсе выгоняют из салона.

«Пока управы на них найти не удается, — сетует И. Филь. — Мы уж и в прокуратуру обращались. В исполкоме ответили, что в сентябре провели совещание и выдали списки инвалидов по зрению всем перевозчикам. Однако ничего не меняется, никто никого не боится. Мы, конечно, понимаем водителей, кому понравится возить пассажиров бесплатно. Но и слепой человек от скуки в автобус не полезет, он им редко пользуется. Наши проблемы зрячие люди часто не понимают, но я просил бы их быть добрей и терпимей, никто ведь не знает точно, не станет ли и он однажды человеком, не видящим солнца».

В. Гейзер.