В воскресенье, 15 февраля, будет отмечаться 20‑летняя годовщина вывода советских войск из Афганистана. Для большинства горожан, не связанных с той трагедией, война давно закончилась, но не для всех. Как оказалось, Клавдия Алексеевна Метелина, получившая похоронку на сына Анатолия Метелина в самом начале конфликта, в январе 1980 года, все еще остается «в окопах». И сражаться пожилой беззащитной женщине приходится не с чужеземными моджахедами, а с родными чиновниками.
«Афганская мать» К.Метелина и ее «приемные сыновья» - солдаты, вернувшиеся с той войны на церемонии открытия мемориальной доски в школе № 9, которую окончил Анатолий Метелин. 1 сентября 2008 г.
Предмет спора — льгота на коммунальные услуги, которую для семей погибших воинов‑интернационалистов назначил городской совет. До этого, согласно Закону Украины «О статусе ветеранов войны и их социальных гарантиях», половину расходов на коммунальные услуги возмещало государство. Расщедрившись, руководство города еще в 2003 году по ходатайству общественной организации «Интернационалист» решило, что «афганских матерей» (почти все отцы погибших ребят к тому времени «ушли» вслед за сыновьями) от уплаты коммунальных услуг можно освободить полностью. В Константиновке таковых было пять, и для городской казны расходы были вполне посильными. С тех пор ежегодно в январе сессия горсовета принимает решение об освобождении семей воинов‑интернационалистов от оплаты за коммуналку в размере 100 %, причем половина средств, возмещающих расходы коммунальным службам, финансируется городом. К слову, на последней сессии такое решение было принято снова.
Жест благородный, но, как известно, за дарованные блага, пусть и сто раз заслуженные, приходится как следует повоевать. Случай с Клавдией Метелиной только подтверждает это правило. Спокойно воспользоваться льготой женщине не дает управление по газоснабжению и газификации.
— С меня уже лет семь они требуют какой‑то долг, откуда эти деньги взялись? — возмущается Клавдия Алексеевна. — Нас уже который год освобождают, стопроцентная льгота действует с 2003 года. Правда, в решении горсовета сначала ошиблись, написали, что половину государство финансирует, а половину — город. Через год решение исправили на 100 % льготу. Водоканал, РЭС исправили свои данные, а вот эта служба горгазовская внесла себе в компьютер только 50 %, да так все и оставила. Как ни позвонишь, твердят, что у них в компьютере 50 % льготы. По телефону они вообще разговаривать не хотят, надо только идти. Я им говорю, что дальше калитки не дохожу, а они говорят, что нас это не волнует, приходите и сверяйтесь. Да что ж сверяться, нас уже который год освобождают от коммунальных платежей и им же эти решения отсылают.
В январе прошлого года К. Метелина получила ответ за подписью начальника УГГ В. Пазио с объяснением, из чего же сложился загадочный долг. Как сказано в письме, «602 грн. — не возмещена горисполкомом предоставленная льгота за период 2004 года и 3 месяца 2005 года. 288 грн. — предъявлено к возмещению за декабрь 2007 года». Так что пенсионерку «обрадовали» информацией, что по ее лицевому счету числится задолженность в 890 грн. В письме начальник УГГ извинился за «ошибочно направленное уведомление на прекращение газоснабжения».
Получив такое послание, хозяйка дома подивилась, что предприимчивые монополисты приплюсовали к сумме долга оплаченные ею три месяца 2005 года (в силу ежегодное решение горсовета о льготе вступало с апреля).
— Уведомления об отключении как слали, так и шлют, за месяц по три штуки, — говорит Клавдия Алексеевна. — Недавно меня чуть не доконали — бумажку прислали 25 января, как раз в годовщину гибели моего Толика. Через неделю приезжала на машине какая‑то горгазовская дама, говорит, распишитесь, что вы должны 800 гривен. Сколько это будет продолжаться и в чем я виновата?
Похоже, ответ на этот вопрос найдется нескоро — должностные лица никак не могут сойтись во мнении, а есть ли, собственно, долг? УТиСЗН, ведающее возмещениями льгот и являющееся распорядителем бюджетных денег, наличие такового у К. Метелиной отрицает.
— Возмещение льготы, согласно акту сверки, за 2007 год было произведено полностью в январе 2008 года, — пояснила начальник городского УТиСЗН Галина Небогатикова. — Мы начали возмещать расходы за льготу семьям воинов‑интернационалистов с апреля 2005 года и за этот период никакого долга ни по данной жительнице, ни по всем остальным гражданам подобного статуса перед УГГ нет. До этого момента возмещение льготы производилось непосредственно городским финуправлением. Но если бы оно не возместило УГГ деньги за 2004 год, то передало бы кредиторскую задолженность нам и мы бы постепенно ее погашали. Но таких сведений у нас нет, так что никаких долгов за этой семьей не числится. Кстати, мы несколько раз обращались в горгаз с просьбой не выставлять этим несчастным пяти семьям задолженность, они же знают, что местный бюджет все возместит, но они все равно шлют уведомления об отключении.
По поводу долга 2004 года в городском финуправлении ничего даже припомнить не могли. По словам сотрудника управления Татьяны Ляльченко, данные эти за давностью лет сданы в архив и узнать, существует ли задолженность, — нет возможности. Однако, по мнению экономиста, даже если бы она была, то после трех лет УГГ должно было списать ее на забалансовые счета.
Недавно знакомые Клавдии Алексеевны звонили в расчетный отдел и удостоверились — ей опять начислили долг по газу, уже с учетом января этого года. За какой период — не уточнили. Начальник УГГ Владимир Пазио сказал, что денег не дал городской бюджет.
— У К. Метелиной на 1 февраля есть долг в 1042 грн., — объяснил корреспонденту газеты Владимир Пазио. — Она не платила за услугу два года. Нет денег, город не финансировал эту льготу. Хотите узнать за какой именно период — пишите мне письменный запрос и я вам письменно отвечу. Что у нее (К. Метелиной) есть, а чего нет — это не мое дело. Ну, пусть идет к нам и разбирается, если ей надо. Нам оно не надо, так почему я должен разбираться, я дам письменный ответ и все.
По словам сотрудников управления соцзащиты, работники горгаза в кулуарных разговорах убеждают инспекторов, что отключать газ никто всерьез не собирается. Но сами не могут объяснить, зачем в таком случае они отравляют жизнь больной, измученной страшной потерей, женщине. Кстати, редакция газеты «Провинция» последовала совету главы Константиновского УГГ и отправила запросы в эту инстанцию, и в городское управление труда и социальной защиты населения, ждем ответа должностных лиц.
В. Гейзер.