Голова Иванопольского сельсовета Л.Лукичова 15 марта позвонила нам в редакцию и попросила срочно приехать: «У нас тут конфликт с медиками, мы вызвали полицию!». Мы подъехали к дому на берегу Наумихи, что по улице Набережная. Здесь, в тихом месте, жила пара пожилых людей, состоявших в гражданском браке. 65-летний мужчина многие годы находится в полупарализованном состоянии после инсульта и требует постоянного ухода. Однако, в прошедшее воскресенье случилось непредвиденное — гражданская жена инвалида скончалась и он остался один.
В доме мы застали родственников покойной, которые оказались в непростой ситуации. Ухаживать за больным они не могут (не местные), а сиделкой у такого тяжелобольного, несмотря на нормальную пенсию, никто быть не соглашается. Родственников инвалида также найти не удалось. Вот и подключилась голова сельсовета к решению вопроса. Однако, с медиками у нее возник конфликт. Они заявили, что госпитализировать больного не имеют права, т.к. ничего ургентного (неотложного, требующего срочного врачебного вмешательства) здесь не видят. И какая больница согласиться принять человека только потому, что за ним некому ухаживать?
Родственники умершей, для которых инвалид чужой человек, торопили — им надо уезжать. Видя эту ситуацию, голова сельсовета вызвала полицию, которая составила протокол. Вероятно поэтому, когда приехали мы, в доме больного была заведующая Иванопольской амбулаторией В.Панова. Она объяснила, что находится сейчас в бесплатном отпуске (по ее словам, это связано с массовым сокращением штатов и койко-мест) и пришла помочь по собственной инициативе. Поэтому врач на заявление родственников, что они никому ничего не должны, а значит здесь в роли волонтеров, ответила: “Я в отпуске, значит, тоже волонтер!”. Получается, что единственным не волонтером здесь была сельский голова Людмила Владимировна Лукичова. Она, в принципе, своими действиями, заставившими шевелиться медиков и разрешила ситуацию — было найдено место в одном из отделений горбольницы, вызвана скорая помощь, которая и увезла туда больного.
Он, правда, сопротивлялся, просил оставить его в привычном месте. Но одного оставлять его уж точно было нельзя.
По словам медиков, инвалид, требующий большого ухода, пробудет в больнице до месяца, пока его не оформят и не определят в один из интернатов для престарелых больных.
Ситуацию прокомментировала начальник Управления труда и соцзащиты населения Константиновской райгосадминистрации Г.Балашова:
«Председатель сельсовета поступила правильно, что взялась за решение этого вопроса. Но медики ни в чем не виноваты. У них нет таких обязанностей. Мало того, размещение в больницу инвалида не означает, что через месяц его куда-нибудь переведут. Сейчас главное — организовать сбор всех документов (функция сельсовета), затем они будут рассмотрены и, если у человека действительно нет родственников, есть медпредписания, — областные службы выдадут ему путевку на размещение в социальное медицинское учреждение.
Увы, в нашей стране нет таких структур, как социальный хоспис, поэтому вопросы размещения одиноких пожилых людей возникают постоянно».
Конечно, подобных тяжелых историй об одинокой больной старости каждый из константиновцев мог бы рассказать немало. Но в этот раз поразило то, что в ситуацию активно вмешалась и не дала ей зайти в тупик представитель власти. Побольше бы таких неравнодушных людей в ней, глядишь, — и хосписы начнем строить!
Владимир Березин