В предыдущем номере газеты “Провинция” давно уважаемая мною коллега по перу Светлана Турчина опубликовала умную и глубокую статью “Послевкусие”, написанную по итогам отчетно-выборного собрания Константиновской журналистской организации - лучшей в Украине.
Собрание и процессы вокруг собрания оставили в душе С. Турчиной щемящий осадок горечи, разочарования и чувства какой-то личной вины за происходящее. Все это она вобрала в одно емкое слово “послевкусие”.
Не одну С. Турчину беспокоило такое чувство. Лично меня давно тревожило “довкусие”. На собрание я пришел с заявлением в кармане о добровольном выходе из Национального союза журналистов Украины, а также с листком короткого выступления об истинном положении дел в нашей организации и причинах, побудивших меня оставить немонолитные ряды НСЖУ. Заявление я продублировал ксерокопией для того, чтобы оно потом не было искажено в протоколах.
Предлагаю читателям “Провинции” полный текст моего выступления.
“Немыслимо возвеличенная с легкой руки В.Степанкевича и руководящей верхушки, засыпанная, как из рога изобилия, сомнительными почестями, ярлыками, регалиями, “золотыми перьями” и другими атрибутами тщеславия, Константиновская журналистская организация за отчетный период значительно отошла от современных демократических основ жизни и деятельности, определенной уставом НСЖУ, а также нормами журналисткой этики.
Раздираемая противоречиями, сальеризмом, славословием, превратившись в своем подавляющем большинстве в послушный придаток Партии регионов, Константиновская журналистская организация ослабила свои позиции в информационном поле города и района. Своей разобщенностью, нередким искажением действительного положения дел сегодняшней непростой общественно-политической и экономической ситуации, наша организация не имеет необходимого авторитета в своем информационном поле, не всегда положительно влияет на морально-психологический климат среди населения.
Основная причина - келейно-фуршетный, приспособленческий, лицемерный, волюнтаристский стиль и методы руководства руководящей верхушки, зацикленной на вышибании себе рейтингов, регалий, различных почестей на основе мнимой деловитости и липовых достижений.
К большому сожалению, перспектив на улучшение пока не видно. Если придут в руководство свежие, молодые, а возможно, и более профессиональные силы, им никогда не достичь высоты липового Олимпа старой элиты. Кроме того, тщеславные кадры нынешней элиты им не позволят этого сделать”.
Такова правда о лучшей журналистской первичке Украины. А газета “Провинция”, журналисты газеты привыкли говорить правду. Писать, вроде бы, тоже умеем и за себя и, нередко, - за того парня. Парней, поющих под чужую фонограмму, в нашей передовой журналисткой организации хватает. Их больше, чем нас, уважают в Донецке и Киеве, в горсовете и райсовете, в мэрии и райгосадминистрации. На уважаемых наших коллег вешают отличительные знаки журналистской доблести, унижая эти святыни.
Парнями, поющими с чужого голоса, возмущается даже их закадычный друг и специалист по этому грешному жанру Василий Гнап, один из крупных чиновников райгосадминистрации.
Открываем книгу “Слово, творящее добро”, читаем на странице 157 заглавие из жития Василия Петровича - “Полковнику никто не пишет. Он пишет сам”. Восхищаясь собой, Василий Гнап подзабыл, что граф Л.Н.Толстой тоже писал сам и не хуже, чем он. Спромогшись, Лев Николаевич неплохо написал сам книги “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение” и много еще кой-чего. Увлекшись рассказом И.Тургенева “Муму”, полковник В.Гнап не оценил заслуги Л.Н.Толстого.
Но судьба смилостивилась. Василия Петровича постоянно избирают председателем президиума нашей журналистской организации, членом ее правления, в руководящие органы областной журналистской организации НСЖУ, делегатом областных и всеукраинских конференций и съездов НСЖУ. Многие мэтры и светила украинской журналистики со скрытым чувством “восторга” слушают, как разглагольствует Гнап по различным проблемам.
Не зря в одном из хозяйств района ко мне подошли недавно крестьяне, которых я глубоко уважаю и знаю десятки лет, и спросили: “А правда, что на В.Гнапе держится весь район? Если бы не он, то все рухнуло”. Я ответил: “Об этом вы спросите у В.И.Беленца и Т.Б.Поправки. Они лучше меня знают”. И куда я смотрел, когда рекомендовал В.Гнапа советником народному депутату Верховной Рады Н.С.Комарю? Видать, двадцать лет работы в белом доме района меня так ничему и не научили.
Уважаемые земляки, может быть газета “Провинция” слишком откровенна перед вами, что приводит в истерический гнев наших доброжелателей, но вы должны знать - кто именно дает нам оценку о профессиональной непригодности к работе в прессе и визжит о низком качестве наших материалов. Конечно, продираясь через бурелом жизни, мы тоже ошибаемся, но то, что нас видят - ругают и благодарят, является следствием отражения жизни с ее болями и радостями.
В любом деле, а в журналистике особенно, недопустимы застой и серость. Серость - непримиримый враг действительности, потому что действительность в любое время может сказать о ней правду. Поэтому серость - вечный враг прогресса и талантов, поскольку она может жить лишь в своей среде - в среде серости.
Вот почему серость всегда конфликтует с правдой жизни и со всем тем и теми, кто выше ее. Для подавления правды жизни и прогресса серость всегда ищет себе подобных для выживания любой ценой в гнилом омуте своего, только ей понятного и необходимого мира - а именно: зависти, лицемерия, тщеславия, приспособленчества и предательства. Одним словом, правда - есть правда, и отстаивать ее трудно.
В октябре 2002 года мы с Галиной Николаевной Разпутько готовили материалы по селу Калиново Константиновского района. Прибыли рано. Руководитель СООО “Калиново” И.И.Смирнов сидел за рабочим столом с окровавленным лицом, стирая кровь носовым платком. Его побил местный магнат, “новый украинец”, выбивая кулаками свои “дивиденды”. “Провинция” опубликовала эти факты в статье “В жерновах реформ”. За то, что мы “вынесли сор из избы”, на нас очень обиделись.
Подобных примеров немало. Небезызвестный В.Гнап мне неоднократно говорил: “Ты видишь, как все мы отошли от тебя, когда ты задружил с “Провинцией”. Другой мой коллега по перу предупреждал: “Не лезь в район - там нами уже все давно схвачено”.
В сентябре этого года после одной из моих публикаций в газете “Провинция” мне позвонила милая дама от дам из Партии регионов. Не назвавшись, она оскорбила меня, употребляя такие афоризмы: “Заказная, грязная, продажная шкура. Что, взлетел, крылья выросли. Обломать некому. Обломаем”. Я в этой ситуации не оскорбился на “милых дам”, не облаял их положенным в таком случае набором слов.
А вот другие оскорбились. В самой передовой, самой этичной, самой квалифицированной, самой корректной и т.д. газете “Знамя индустрии” опубликовано 12 октября “стратегическое” “Обращение к читателям “Провинции” в жанре - “мы по фене ботаем, бабло косим”. Творческие муки совсем оголубевших “стратегов” не стоят того, чтобы от этой “бамаге” говорить серьезно.
Однако кое-что заставляет призадуматься, творение размещено в номере, где напечатана фотография на память о посещении Константиновской журналистской организации главным журналистом страны. В центре фотографии председатель Национального cоюза журналистов Украины Игорь Лубченко, председатель областной организации НСЖУ Александр Бриж и группа из числа основных “поклонников” газеты “Провинция”.
Получается довольно любопытная логика: на первой странице “Знаменки” И.Лубченко. Наш “костяк” встречает его хлебом-солью, на второй странице - журналистские боги дружно сплотились вместе с “костяком” на тесном поле одной фотографии, на четвертой странице - заказные борзописцы облаивают и унижают газету “Провинция”, ее коллектив и Заслуженного журналиста Украины Г.Н.Разпутько.
Многие, знающие меня читатели газеты “Провинция”, спрашивают: “Они что, вместе писали?” Я отвечаю: “Нет, но они вместе думали, как написать!”
Вполне возможно. Ведь наш “костяк” встретил И.Лубченко хлебом-солью и проводил его. Вряд ли обошлось без навязывания мнения о строптивой газете “Провинция”.
Сожалею, что я не выступил на собрании, уважая наших гостей И.Лубченко и А.Брижа, чтобы лишний раз не перевести стрелки на “Провинцию”. Очевидно, ошибся.
И еще, в последнем номере журнала “Журналист Украины” наш тогдашний и вновь избранный секретарь Андрей Будяк пишет (стр. 10): “Я думаю, что такие, как я, - доноры НСЖУ. Мы вливаем в него свежую кровь. Это всегда полезно”.
Боязно. Если в заплесневелую кровь тщеславия руководящей верхушки нашей журналистской организации “влить” еще свежую кровь молодого тщеславия, что уже произошло, то, создавая видимость мнимого благополучия в организации, мы теперь не удовлетворимся россыпью почестей и наград, а будем требовать себе при жизни бронзовые бюсты на родине и в скверах задерганной нашими распрями Константиновки.
Участвовать в этом не хочу и выхожу из состава Национального союза журналистов Украины.
Заканчиваю выступление своим собственным афоризмом: “Жизнь придумала журналистику для того, чтобы защитить себя и людей от зла”. Думаю, здесь все понятно, чем должны заниматься журналисты.
Собрание и процессы вокруг собрания оставили в душе С. Турчиной щемящий осадок горечи, разочарования и чувства какой-то личной вины за происходящее. Все это она вобрала в одно емкое слово “послевкусие”.
Не одну С. Турчину беспокоило такое чувство. Лично меня давно тревожило “довкусие”. На собрание я пришел с заявлением в кармане о добровольном выходе из Национального союза журналистов Украины, а также с листком короткого выступления об истинном положении дел в нашей организации и причинах, побудивших меня оставить немонолитные ряды НСЖУ. Заявление я продублировал ксерокопией для того, чтобы оно потом не было искажено в протоколах.
Предлагаю читателям “Провинции” полный текст моего выступления.
“Немыслимо возвеличенная с легкой руки В.Степанкевича и руководящей верхушки, засыпанная, как из рога изобилия, сомнительными почестями, ярлыками, регалиями, “золотыми перьями” и другими атрибутами тщеславия, Константиновская журналистская организация за отчетный период значительно отошла от современных демократических основ жизни и деятельности, определенной уставом НСЖУ, а также нормами журналисткой этики.
Раздираемая противоречиями, сальеризмом, славословием, превратившись в своем подавляющем большинстве в послушный придаток Партии регионов, Константиновская журналистская организация ослабила свои позиции в информационном поле города и района. Своей разобщенностью, нередким искажением действительного положения дел сегодняшней непростой общественно-политической и экономической ситуации, наша организация не имеет необходимого авторитета в своем информационном поле, не всегда положительно влияет на морально-психологический климат среди населения.
Основная причина - келейно-фуршетный, приспособленческий, лицемерный, волюнтаристский стиль и методы руководства руководящей верхушки, зацикленной на вышибании себе рейтингов, регалий, различных почестей на основе мнимой деловитости и липовых достижений.
К большому сожалению, перспектив на улучшение пока не видно. Если придут в руководство свежие, молодые, а возможно, и более профессиональные силы, им никогда не достичь высоты липового Олимпа старой элиты. Кроме того, тщеславные кадры нынешней элиты им не позволят этого сделать”.
Такова правда о лучшей журналистской первичке Украины. А газета “Провинция”, журналисты газеты привыкли говорить правду. Писать, вроде бы, тоже умеем и за себя и, нередко, - за того парня. Парней, поющих под чужую фонограмму, в нашей передовой журналисткой организации хватает. Их больше, чем нас, уважают в Донецке и Киеве, в горсовете и райсовете, в мэрии и райгосадминистрации. На уважаемых наших коллег вешают отличительные знаки журналистской доблести, унижая эти святыни.
Парнями, поющими с чужого голоса, возмущается даже их закадычный друг и специалист по этому грешному жанру Василий Гнап, один из крупных чиновников райгосадминистрации.
Открываем книгу “Слово, творящее добро”, читаем на странице 157 заглавие из жития Василия Петровича - “Полковнику никто не пишет. Он пишет сам”. Восхищаясь собой, Василий Гнап подзабыл, что граф Л.Н.Толстой тоже писал сам и не хуже, чем он. Спромогшись, Лев Николаевич неплохо написал сам книги “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение” и много еще кой-чего. Увлекшись рассказом И.Тургенева “Муму”, полковник В.Гнап не оценил заслуги Л.Н.Толстого.
Но судьба смилостивилась. Василия Петровича постоянно избирают председателем президиума нашей журналистской организации, членом ее правления, в руководящие органы областной журналистской организации НСЖУ, делегатом областных и всеукраинских конференций и съездов НСЖУ. Многие мэтры и светила украинской журналистики со скрытым чувством “восторга” слушают, как разглагольствует Гнап по различным проблемам.
Не зря в одном из хозяйств района ко мне подошли недавно крестьяне, которых я глубоко уважаю и знаю десятки лет, и спросили: “А правда, что на В.Гнапе держится весь район? Если бы не он, то все рухнуло”. Я ответил: “Об этом вы спросите у В.И.Беленца и Т.Б.Поправки. Они лучше меня знают”. И куда я смотрел, когда рекомендовал В.Гнапа советником народному депутату Верховной Рады Н.С.Комарю? Видать, двадцать лет работы в белом доме района меня так ничему и не научили.
Уважаемые земляки, может быть газета “Провинция” слишком откровенна перед вами, что приводит в истерический гнев наших доброжелателей, но вы должны знать - кто именно дает нам оценку о профессиональной непригодности к работе в прессе и визжит о низком качестве наших материалов. Конечно, продираясь через бурелом жизни, мы тоже ошибаемся, но то, что нас видят - ругают и благодарят, является следствием отражения жизни с ее болями и радостями.
В любом деле, а в журналистике особенно, недопустимы застой и серость. Серость - непримиримый враг действительности, потому что действительность в любое время может сказать о ней правду. Поэтому серость - вечный враг прогресса и талантов, поскольку она может жить лишь в своей среде - в среде серости.
Вот почему серость всегда конфликтует с правдой жизни и со всем тем и теми, кто выше ее. Для подавления правды жизни и прогресса серость всегда ищет себе подобных для выживания любой ценой в гнилом омуте своего, только ей понятного и необходимого мира - а именно: зависти, лицемерия, тщеславия, приспособленчества и предательства. Одним словом, правда - есть правда, и отстаивать ее трудно.
В октябре 2002 года мы с Галиной Николаевной Разпутько готовили материалы по селу Калиново Константиновского района. Прибыли рано. Руководитель СООО “Калиново” И.И.Смирнов сидел за рабочим столом с окровавленным лицом, стирая кровь носовым платком. Его побил местный магнат, “новый украинец”, выбивая кулаками свои “дивиденды”. “Провинция” опубликовала эти факты в статье “В жерновах реформ”. За то, что мы “вынесли сор из избы”, на нас очень обиделись.
Подобных примеров немало. Небезызвестный В.Гнап мне неоднократно говорил: “Ты видишь, как все мы отошли от тебя, когда ты задружил с “Провинцией”. Другой мой коллега по перу предупреждал: “Не лезь в район - там нами уже все давно схвачено”.
В сентябре этого года после одной из моих публикаций в газете “Провинция” мне позвонила милая дама от дам из Партии регионов. Не назвавшись, она оскорбила меня, употребляя такие афоризмы: “Заказная, грязная, продажная шкура. Что, взлетел, крылья выросли. Обломать некому. Обломаем”. Я в этой ситуации не оскорбился на “милых дам”, не облаял их положенным в таком случае набором слов.
А вот другие оскорбились. В самой передовой, самой этичной, самой квалифицированной, самой корректной и т.д. газете “Знамя индустрии” опубликовано 12 октября “стратегическое” “Обращение к читателям “Провинции” в жанре - “мы по фене ботаем, бабло косим”. Творческие муки совсем оголубевших “стратегов” не стоят того, чтобы от этой “бамаге” говорить серьезно.
Однако кое-что заставляет призадуматься, творение размещено в номере, где напечатана фотография на память о посещении Константиновской журналистской организации главным журналистом страны. В центре фотографии председатель Национального cоюза журналистов Украины Игорь Лубченко, председатель областной организации НСЖУ Александр Бриж и группа из числа основных “поклонников” газеты “Провинция”.
Получается довольно любопытная логика: на первой странице “Знаменки” И.Лубченко. Наш “костяк” встречает его хлебом-солью, на второй странице - журналистские боги дружно сплотились вместе с “костяком” на тесном поле одной фотографии, на четвертой странице - заказные борзописцы облаивают и унижают газету “Провинция”, ее коллектив и Заслуженного журналиста Украины Г.Н.Разпутько.
Многие, знающие меня читатели газеты “Провинция”, спрашивают: “Они что, вместе писали?” Я отвечаю: “Нет, но они вместе думали, как написать!”
Вполне возможно. Ведь наш “костяк” встретил И.Лубченко хлебом-солью и проводил его. Вряд ли обошлось без навязывания мнения о строптивой газете “Провинция”.
Сожалею, что я не выступил на собрании, уважая наших гостей И.Лубченко и А.Брижа, чтобы лишний раз не перевести стрелки на “Провинцию”. Очевидно, ошибся.
И еще, в последнем номере журнала “Журналист Украины” наш тогдашний и вновь избранный секретарь Андрей Будяк пишет (стр. 10): “Я думаю, что такие, как я, - доноры НСЖУ. Мы вливаем в него свежую кровь. Это всегда полезно”.
Боязно. Если в заплесневелую кровь тщеславия руководящей верхушки нашей журналистской организации “влить” еще свежую кровь молодого тщеславия, что уже произошло, то, создавая видимость мнимого благополучия в организации, мы теперь не удовлетворимся россыпью почестей и наград, а будем требовать себе при жизни бронзовые бюсты на родине и в скверах задерганной нашими распрями Константиновки.
Участвовать в этом не хочу и выхожу из состава Национального союза журналистов Украины.
Заканчиваю выступление своим собственным афоризмом: “Жизнь придумала журналистику для того, чтобы защитить себя и людей от зла”. Думаю, здесь все понятно, чем должны заниматься журналисты.
Николай Стукан.