На днях в редакцию «Провинции» обратились бывшие работники уже бывшего завода «Автостекло». Причиной на этот раз стала не задолженность по зарплате, которую едва не каждый работник годами пытался отсудить у несостоятельного работодателя, и даже не продажа очередной порции государственного майна, которое разрешил недавно приватизировать наш Президент. Как уже говорилось, кормилец тысяч константиновцев остановил свою деятельность еще в 2000-м, через два года предприятие, накопившее огромные долги перед различными кредиторами, объявили банкротом. А в марте 2011 года неизвестными из заброшенного здания конторы «Автостекло» был похищен архив, где находилась святая святых будущих пенсионеров — первичные документы, необходимые для подтверждения справок о зарплате при назначении пенсионных выплат. Сегодня, в свете пенсионной реформы, эта тема стала как нельзя актуальной. И все, кто имел право выйти на заслуженный отдых, естественно, начали обращаться в городское отделение ПФУ. Но многих из них постигло большое разочарование: справки о заработной плате, предоставляемые будущими пенсионерами от «Автостекло», здесь учитывать отказались. Причина — отсутствие возможности подтвердить данные все теми же архивными документами...
Отношение не предвзятое, а адекватное
О проблеме бывших стеклоделов в Пенсионном фонде знают не по наслышке. Здесь и рады бы пойти навстречу обиженным горожанам, да закон не позволяет. В последние годы специалистами фонда при проверках предприятия неоднократно выявлялись массовые несоответствия и нарушения в выдаче справок по зарплате. Говорят, что при последних проверках среди прочих бумаг в заводском архиве были обнаружены и чистые бланки, якобы, с печатью и подписью самого ликвидатора... Эти факты сегодня не дают покоя работникам ПФУ. Как сообщили в фонде, за предприятием и сегодня «висит» огромный долг по переплате, которая была допущена в результате «приписанных» зарплат. Возмещать их добровольно согласились только единицы пенсионеров. Остальные, даже после решения суда, «отморозились», переложив ответственность «на дядю»...
Доверяли, но проверяли
«Все эти вещи стали поводом для того, что в начале прошлого года Пенсионный фонд, который является одним из членов совета кредиторов, стал настаивать, чтобы кадровые и бухгалтерские архивы предприятия были в ближайшее время переданы в городской архив, - рассказывает заместитель начальника городского управления ПФУ Елена Гавриш. - Этого не было сделано. И вот результат: печать предприятия находится не у ликвидатора, и каждый второй сегодня может принести нам справку, выданную, к примеру, в 2008-2009 годах с любой суммой зарплаты. И, что самое страшное, проверить подлинность содержащихся в ней сведений попросту негде. А нарушать закон и нести ответственность за последствия неправильного начисления пенсий никто не хочет».
Синица в руках...
По словам Елены Михайловны, сегодня работа по новым назначениям пенсий ведется в обычном режиме — стаж, подтвержденный записями в трудовой книге, бывшим стеклоделам засчитывается, во внимание не берется только зарплата: «Все справки, предоставленные бывшими работниками «Автостекло» до марта 2011 года, мы проверили, пенсии начислили. Остальные, в соответствии с действующим законодательством, могут предоставить справку о зарплате за любые пять лет (непрерывного стажа) до июля 2000-го года включительно с любого места работы. В любом случае в назначении пенсии мы никому не отказываем. А если правоохранительные органы все-таки найдут пропавший архив, то каждый пенсионер, которому, по его мнению, мы назначили неправильную пенсию, сможет обратиться за ее перерасчетом».
Ликвидатор послал всех... в суд
С «политикой» Пенсионного фонда, кроме обиженных заводчан, не согласен и арбитражный управляющий, ликвидатор предприятия-банкрота О.Годз, который с марта этого года уже неоднократно помогал своим подопечным, подтверждая подлинность выданных за время его деятельности справок: «Около 80% бывших работников завода уже получили справки о своей зарплате. После кражи архива в марте этого года подтвердить эти справки я, естественно, не могу. Но не понимаю, почему ПФУ отказывается принимать документы, выданные ранее. Есть специальные разъяснения, есть юристы. Пусть они решают вопрос назначения адекватных пенсий в судебном порядке. Думаю, что в этом случае действия фонда будут признаны незаконными, и этот процесс не за горами. Если справка выдана заводом - это и есть первичный документ. Что же касается несоответствия данных о зарплате и переплатах пенсий, об этом мне ничего не известно».
Если рукописи не горят — их крадут
Кстати, по мнению всех причастных к ликвидации предприятия-банкрота, «Автостекло» - единственное крупное предприятие в городе, у которого возникли такие серьезные проблемы с архивом, да еще, якобы, по вине самих трудящихся. (Его предшественником был «Трест КПС», безвозвратно утративший свой архив еще в 90-х. Бывшим строителям, ввиду сложившейся ситуации, тогда начисляли пенсии «по средне-отраслевому» принципу, оставляя повод для недовольства и обид). Как сообщил в телефонном разговоре ликвидатор О.Годз, сегодня вся надежда на оперативность горотдела милиции, который занимается расследованием кражи архива, но о ходе следствия ему на сегодняшний день ничего не известно. Но, несмотря на груз возможной моральной и материальной ответственности, Олег Петрович абсолютно спокоен. Говорит, что средств и возможности охранять архив, долгое время хранившийся в давно проданном и заброшенном здании бывшей конторы «Автостекло», у него попросту не было. А в том, что его в конце-концов обокрали, винит... самих работников. Мол, именно они в прошлом году на приеме у зама городского головы Т.Устиновой поставили перед исполкомом жесткий ультиматум: «Люди требовали, чтобы автостекольские архивы принял городской архив, но там на тот момент, якобы, не было места. Передавать документацию в частный архив, например, в Донецк, представители трудового коллектива отказались, не хотели ездить далеко за своими справками. Даже обещали блокировать вывоз, вот и доблокировались до того, что архив унесли».
Если виноватых нет, их назначают
Нынешний руководитель городского архива Наталья Швындя конфликт интересов трудящихся с ликвидатором и исполкомом не застала, городское хранилище возглавила позже. Но «Провинцию» заверила, что проблема была совершенно не в отсутствии свободных площадей: «Насколько мне известно, предприятие до сих пор не ликвидировано. Наши сотрудники письменно обращались на предприятие с просьбой подготовить к передаче всю документацию. По нашим правилам перед этим все документы должны быть пронумерованы, прошиты, озаглавлены и должным образом описаны. Ответственность за сохранность и передачу архива должен нести собственник или, в случае банкротства, ликвидатор предприятия. Кстати, работа по упорядочению архивных материалов «Автостекло» была частично сделана. Ее планировали завершить до окончания процедуры банкротства. Но этого до сих пор не произошло. Что касается дефицита места, то при необходимости, решением исполкома площади хранилища можно увеличить. Сюда, согласно правилам, передаются архивы всех ликвидированных городских предприятий. Кстати, сегодня процедура ликвидации завершается на заводах «Красный Октябрь» и «Стеклоизделий». Ликвидатор «Октября», например, ведет активную подготовку своего архива, и даже дал нам гарантийное письмо с окончательной датой передачи его в город».
Ольга Окунева.
P.S. К сожалению, к моменту выхода в свет данной публикации мы так и не смогли получить информацию о ходе следствия по факту кражи архива. Судя по кипам документов, по сей день пачками валяющихся на развалинах бывшей конторы, искать утраченное имущество никто и не собирался. Ясно одно, безответственное отношение к закону чиновников, причастных к этой некрасивой истории, еще долго будет аукаться тысячам горожан, отдавших десятки лет своей жизни украинскому стеклоделию.